Влахернская икона Божией Матери

 

Краткая историческая справка

Предание связывает происхождение Влахернской иконы с тем самым чудотворным образом Божией Матери Одигитрии, написанным евангелистом Лукою, который в V веке был перенесен из Иерусалима в Царьград царицей Евдокией, женой императора Феодосия. Икона, уже в те времена почитавшаяся как чудотворная, была помещена в богородичном храме во Влахернах, где традиционно находились путевые иконы византийских императоров, сопровождавшие их в военных походах. Иерусалимская святыня заняла достойное место среди выносных образов как главная защитница при всех народных бедствиях.

Влахерны, это небольшое местечко на берегу Босфора, под Константинополем, прославилось не одним священным событием. В 474 в другой богородичный храм, находившийся в этой местности, были положены честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины. Память этого события отмечается церковью 2/15 июля как Ризоположение. В этой же церкви произошло и чудесное видение Богородицы блаженному Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников - Покров.

Существует еще одна легендарная версия происхождения чудотворного Влахернского образа. Согласно ей, икона была создана христианами города Никомедии в начале IV века, в эпоху лютых гонений римских императоров Диоклетиана и Максимиана. Собрав прах мучеников Никомедийских и смешав его с воскомастикой, мастерами был вылеплен образ Богородицы с Младенцем, который впоследствии и оказался во Влахернском храме Константинополя.

В 626 году, во время осады  Константинополя персами и аварами, чудотворный образ был пронесен патриархом Сергием с молебным пением вдоль стен города. В память последовавшего избавления от нашествия иноплеменных, а также и в честь других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе, но в IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим достоянием всей Православной Церкви. Тогда же, в 626 году, в честь чудотворного образа был введен и благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить икону из Влахерн в императорский дворец, где святыня оставалась гостить вплоть до понедельника Светлой седмицы.

Длительное пребывание Влахернской иконы в Царьграде прославилось многочисленными чудесами исцелений. Омывая свои глаза водою из источника, находившегося здесь же при храме, многие слепцы получали полное возвращение утраченного зрения.

В VIII столетии Константинополь взволновала иконоборческая ересь. Многие чудотворные образы были либо уничтожены, либо поруганы и осквернены. Именно в это время, как повествуется в «Сказании о Влахернской иконе Богородицы», спасая образ, «некие благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы «Одигитрии» и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников». В своем тайном убежище святыня пребывала около ста лет, вплоть до восстановления иконопочитания, когда чудотворный образ был вновь обретен в стене обители, где все так же чудом продолжала гореть лампада, и с великим торжеством возвращен во Влахернский храм.

События времен иконоборчества были только началом странствований и злоключений чудотворного образа. В эпоху латинского нашествия, когда Константинополь захватили крестоносцы, венецианцы перенесли образ в обитель Пантократора, откуда она была вновь возвращена во Влахерны по их изгнании (на ее историческом месте икону видели посетившие в XIV веке Царьград русские паломники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима). Еще век спустя, в 1453 году, с окончательным падением Византии и пленением православной империи турками  Влахернская икона покинула Царьград и была спрятана в патриархии, откуда для большей безопасности была перенесена на Святую Гору Афон, разорять которую магометане не решились.

Дальнейшая история иконы уже неразрывно связана с русской землей. В 1654 году, в знак особой духовной связи двух держав, чудотворный образ был подарен Царю Алексею Михайловичу. Как сообщают записи ХVII века, 16 октября 1653 года «усердием и молитвенным трезвением» патриарха Никона Влахернская икона Божией Матери была привезена в Москву и явлена царю Алексею Михайловичу и «всему народу православному» на Лобном месте Красной площади. Затем со всеми почестями образ был перенесен в Успенский собор и поставлен в приделе святых апостолов Петра и Павла. Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом».

Со времени своего воцарения в Успенском соборе русской столицы  прославленная покровительница Константинополя самым непосредственным образом вошла в московский богослужебный обиход. Ежегодно в пятую субботу Великого поста в Успенском соборе перед образом Влахернской Божией Матери, которую для этого специально ставили в центре храма на аналое, читался великий богородичный Акафист. Этот обычай соблюдался еще во второй половине ХVIII века. Важное место отводилось чудотворному образу и в ежегодном праздновании церковного новолетия: согласно «Чиновнику» Успенского собора, в первый день «нового лета» (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое «против Владимирской Богородицы».

В 1812 году, во время нашествия Наполеона, чудотворный образ лишился своей драгоценной ризы и был сильно поврежден, так что потом пришлось для прочности врезать икону в кипарисную доску и сделать для нее новую серебряную ризу.

В годы революции, когда Кремль закрыли, Влахернскую икону удалось перенести из Успенского собора в близлежащую Крестовоздвиженскую церковь, где святыня была еще некоторое время доступна для поклонения. Однако в 1931 году и эта церковь была закрыта и снесена, а чудотворный образ был взят обратно в Кремль. С этих пор святыня входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля, где промыслом Божиим сохраняется невредимой до наших дней.

Празднование Влахернской иконе Божией Матери совершается  3/16 апреля и 7/20 июля.

Иконография

Довольно небольшая, Влахернская икона Божией Матери представляет собой рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. На левой руке Богородицы написан высоко сидящий Младенец, правой рукой благословляющий двуперстным крестным знамением, а в левой держащий свернутый свиток. При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря  Д.А. Дунаевым. Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате реставрации, гласила: «Богохранимая», что как нельзя лучше отражает и непростую судьбу этой древней святыни.

Стиль

Достаточно редка, особенно среди чудотворных образов, сама техника, в которой выполнена икона Влахернской Божией Матери: это рельефное изображение, вырезанное в дереве и покрыте воскомастикой. Тонкая моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающему фигуры Богородицы и Младенца. Более того, сама восковая мастика сделана смешением от святых мощей и благоуханного состава, что придает особую святость Влахернскому образу,  являющему собой еще и своеобразный мощевик.

Необычная техника чудотворного образа дает определенный эффект эмоционального воздействия. Как писал Павел Алеппский, известный путешественник и хронист, посетивший Москву в начале 1655 года: «Икона сия не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная».

По оценкам современных исследователей на основе иконографического и стилистического анализа, икона была создана не ранее VII века, а древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХV - началу XVI веков. Более позднее происхождение чудотворного образа и, соответственно, некоторые неточности в церковном «Сказании» о нем ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира.

Чудотворные и местночтимые списки с иконы

Причиной относительно малой распространенности на Руси храмов, посвященных Влахернской иконе, и списков с нее (их известно менее пяти) послужила сама вышеописанная уникальная техника, в которой исполнен чудотворный образ.

Самый прославленный список с иконы, выполненный в той же технике, но с более высоким рельефом и полностью вылитый из воскомастики, по преданию, был принесен из Византии вместе чудотворным образом. Список был помещен в специально выстроенную для него Влахернскую церковь села Кузьминки (до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным, ныне находится в черте Москвы). Сейчас этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма.

Второй из старинных списков с Влахернской иконы, созданный во второй половине ХVII века и полностью повторяющий размеры и иконографию оригинала, пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Нимб вокруг лика Богородицы, так же устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Само рельефное изображение выполнено в дереве, покрыто левкасом и расписано темперой. После закрытия монастыря резная икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. В настоящее время образ пребывает в московском  храме Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Третий, самый знаменитый из списков с Влахернской, также исполненный в технике воскомастики, был создан в 1705 году, судя по сохранившейся на нем надписи, и попал к представителям дворянского рода Головиных, сделавшим образ своей фамильной святыней. Икону поместили в родовой усадебный храм Головиных в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова, где святой образ находится и по сей день. В середине XIX века одна из представительниц прославленного рода, овдовевшая Анна Головина, с согласия своих детей решила устроить при усадебном храме женское общежительство с тем, чтобы затем превратить его в монастырь. В 1854 году желание благочестивой вдовы было осуществлено. До революции Спасо-Влахернская обитель была одной из самых благоустроенных во всей Центральной России - с величественным собором, высокой колокольней. В монастыре подвизалось  более трехсот насельниц. В настоящее время обитель возрождена.

Еще один почитаемый список с чудотворного образа - это икона Одигитрии из Вознесенского девичья монастыря Московского Кремля, написанная по размеру Одигитрии Влахернской великим иконописцем Дионисием на доске, сохранившейся от другой, еще более древней чудотворной иконы Одигитрии, обгоревшей во время большого пожара в Москве в 1482 году. Она находилась в иконостасе Вознесенского собора в числе местных икон, а после разрушения этой обители попала в Третьяковскую галерею.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру