Искусство петербургского интерьера эпохи русского классицизма в контексте европейских традиций

Искусство петербургского интерьера эпохи русского классицизма в контексте европейских традиций

Давидова М. Г., Трефилова И. В.

Декорационная живопись применяется при оформлении празднеств; это и росписи интерьера, и искусство театральной декорации. В отдельных случаях она может быть рассмотрена как элемент садово-паркового искусства (эпоха барокко и рококо) или как неотъемлемая и самостоятельная часть мебельного дизайна (росписи столешниц, оформление каминов и печей, декоративные панно на крупногабаритной мебели и т.д.).

В статье рассматриваются росписи интерьеров русского классицизма, исполненные итальянскими мастерами в два последних десятилетия XVIII и в первой трети XIX в. То есть в поле нашего зрения находятся интерьеры строгого и позднего классицизма, если придерживаться общепринятой периодизации (1).1

При этом важно отметить, что для декорационной живописи термин "классицизм" не столько определяет саму стилистику изображений, сколько художественный метод мастера и порядок или ансамбль изображений в целом. Эта особенность объясняется специфическим феноменом декоративной живописи, который можно назвать ретроспективным консерватизмом или канонической инерцией. Данный феномен проявляется в том, что в декоративных изображениях в интерьере и особенно в бессюжетных композициях не обязательно доминируют орнаментальные и геометрические формы, характерные для определенной эпохи. Как правило, это образно-пластические решения, оттачивающиеся в течение длительного времени (2). Эти художественные формы вписываются в пространственную ритмику помещения в том порядке и сочетании, которые диктуются определенной эпохой. В нашем случае – это классицизм. Иными словами декоративная живопись в интерьере, воспринятая как целостный ансамбль изображений, может быть определена с точки зрения стиля как классицистическая. Исследование же отдельных художественных образов и приемов, орнаментальных и других пластических форм предполагает анализ межстилевого характера. Данное утверждение вытекает из определения стиля, предложенного Е.И. Ротенбергом, которое широко используется в отечественном искусствознании (3). Согласно этому определению, стилем можно назвать не просто художественные формы с регламентированными внешними признаками, но целостную идейно-содержательную программу, воплощенную в четко фиксированных устойчивых принципах художественного языка. Основа стиля состоит в его синтетичности.2

Таким образом, предметом исследования оказывается не станковая (салонная) живопись эпохи классицизма, в большинстве случаев отличающаяся типологическим (стилевым) тождеством части и целого (4), но особое явление декорационного искусства, которое раскрывается в отдельных (частных) проявлениях только на границе различных стилистических направлений.

Декорационная живопись не только как бы "балансирует" на грани разных стилей, но не может существовать в рамках одного искусства, поскольку для интерьера она во многом определяется конструктивными особенностями архитектуры и неразрывно связана со скульптурой или подражает ей. Эта особенность влечет за собой необходимость затрагивать в исследовании проблемы скульптуры и архитектуры.

Круг художников, творчество которых рассматривается в работе, сравнительно узок, поскольку в наши задачи не входит дать исчерпывающую информацию о всех декоративистах из Италии, находившихся в это время в России (5). В статье исследуется творчество тех мастеров, которые внесли значительный вклад в развитие искусства русского интерьера. Поскольку библиография по данной теме состоит из ограниченного числа изданий, изучение живописи итальянских декораторов в России предполагает большую свободу в выборе объекта исследования.

Строго говоря, только один художник из возможного списка авторов неоднократно привлекал внимание искусствоведов: это П. Гонзаго, по творчеству которого существует обширная литература.3 На втором месте, после выхода в свет труда В. Белявской "Росписи русского классицизма" (Л.; М., 1940),4 стоит известный и плодовитый декоратор Джованни Батиста (или Джамбаттиста) Скотти, творчеству которого по большей части посвящена книга В. Белявской (6).5

Понятие определенного "круга" живописцев можно назвать одним из существенных терминологических положений работы, связанным с профессиональной спецификой декоративной живописи в интерьере как таковой. Декораторы почти всегда работали в подряде, причем этот подряд имел некоторые черты средневековой цеховой организации труда, подразумевающей разветвленную систему узких специализаций. Например, одни художники специализировались на изображении фигур, другие писали орнаменты или были перспективистами, пейзажистами и т.д. (7). Кроме профессионального контакта значительную роль играют личные связи художников, которые, живя на чужбине, предпочитали держаться вместе (8).

Обзор литературы.

I. Издания XIX- нач. ХХ в. В первой половине XIX в. особенно значительными можно считать многотомные издания И.И. Пушкарева6 и П. Свиньина,7 отличающиеся обстоятельностью и широтой охвата материала. В этих изданиях о художниках-декораторах встречаются отдельные упоминания.8

Среди изданий энциклопедического характера необходимо назвать труд А.И. Успенского "Императорские дворцы",9 в котором, однако, имена таких художников, как Виги, Торичелли, Медичи, Феррари и т.п., не упоминаются. Однако это не значит, что о данных мастерах  в XIX веке не было издано никаких сведений. В связи с этим необходимо указать "Словарь художников" Н.П. Собко (СПб., 1893, т.1). В отличие от "Словаря художников" А.И. Успенского, издание содержит краткие биографические данные о некоторых декораторах.

Большинство значительных изданий XIX в., посвященных русской архитектуре XVIII-XIX вв., представляют собой очерки-описания, содержащие общую историческую или краеведческую информацию. Среди них можно назвать исторические сочинения П.Н. Петрова.10 В своей "Истории Санкт-Петербурга" П.Н. Петров пишет не только об основных этапах застройки северной столицы, но подробно описывает различные эпизоды из жизни горожан и царского двора. Особый интерес представляет описание оформления празднеств и фейерверков как пример работы придворных художников-декораторов от эпохи Анны Иоанновны и ранее до начала 80-х г.г. XVIII в. Очерк "Материалы для истории строительной части в России" посвящен архитектуре и общественным преобразованиям эпохи Петра I. Особое внимание здесь уделяется творчеству Леблона. Важно отметить, что в очерке относительно подробно освещена тема выезда в Россию иностранцев (С. 15-23), что показывает интерес к этой теме в исследованиях второй половины XIX века.

В числе первых трудов, связанных с творчеством художников-декораторов можно назвать работы Н.Н. Врангеля,11 послуживших, в свою очередь, основой для исследований А.П. Мюллера в этой области.

Книга А.П. Мюллера "Иностранные живописцы и скульпторы в России"12 (9) представляет собой краткий, но емкий обзор деятельности иностранных художников в основном при императорских дворах, начиная с петровского времени. Автор уделяет особое внимание художникам декораторам и портретистам, которых он называет поименно, указывает даты их пребывания в России и, иногда, - произведения. В отдельных случаях А.П. Мюллер останавливается на стилистике живописных работ: чаще именно тогда, когда речь идет о станковой живописи.

II. Издания ХХ в. В 1939 г. выходит труд Г.Г. Гримма "Архитектура перекрытий русского классицизма" (Ленинград),13 являющийся прекрасным собранием изобразительного материала по теме декорационной живописи. Несмотря на краткость текстовой части (10), книга отличается высокой научной информативностью и в сжатом виде представляет основные направления искусствоведческого исследования в данной области. Теоретические и методические положения книги Г.Г. Гримма были восприняты В.Ф. Белявской и в расширенном и углубленном виде представлены в ее монографии "Росписи русского классицизма" (Л.; М., 1940). В. Белявская предлагает рассмотреть историю декоративно-монументальной живописи этого периода с точки зрения синтеза искусства.

Проработанный огромный материал архивных документов помог Белявской составить не просто описание росписей в дворцовом интерьере Санкт-Петербурга, но и систематизировать их по периодам, а также выявить характерные особенности настенной живописи. Обзор русских монументально-декоративных росписей дан в сравнении с произведениями западноевропейских мастеров. Рассматривается также система росписей в Англии конца XVIII – начала XIX века, во Франции и Италии. Особое внимание автор уделяет деятельности семьи Скотти, их художественной манере, технике исполнения: ведь большинство дворцовых росписей выполнено в мастерской Скотти.

В примечании были опубликованы краткие биографии других малоизвестных итальянских художников-декораторов конца XVIII – первой четверти XIX в., в частности, Д. Бернаскони, А. Виги, Антонио делла Джакомо, Б. Медичи, Ф. Торичелли, Д. Феррари.

В конце 1970-1980 г.г. появляются сборники, посвященные русскому искусству второй половины XVIII – первой половины XIX века, под редакцией Т.В. Алексеевой. В 1979 г. в одном из них была опубликована статья В.В. Антонова "Живописцы-декораторы Скотти в России".14 Это первая обстоятельная и достаточно обширная публикация по данной теме после книги В. Ф. Белявской "Росписи русского классицизма". Семья Скотти играла заметную роль в русском искусстве, не зная себе равных в декоративной живописи. На основе изучения зарубежных архивов автор внес свои уточнения и дополнения к монографии В. Белявской.

В связи с исследуемой темой нельзя не упомянуть капитальный труд (альбомного типа) итальянского искусствоведа Этторе Ло Гатто "Итальянские мастера в России".15 Третий том этого издания был опубликован в Риме в 1943 г. В 1990-х годах работа была переиздана. В новом издании появляется перевод авторского краткого сопроводительного текста с итальянского на русский. Кроме того, был издан четвертый том, специально посвященный скульпторам и художникам-декораторам. Здесь в IV главе "Итальянская декоративная живопись в России от барокко до классицизма" автор предлагает сжатый исторический обзор эволюции декорационной живописи в русском интерьере, выполненной итальянскими мастерами. Основное внимание он уделяет творчеству П. Гонзаго, продолжая тем самым традицию нашего отечественного искусствознания. Об остальных мастерах исследователь, практически, ничего не сообщает. Итальянское издание, однако, представляет безусловную ценность, благодаря воспроизведению новых изобразительных материалов, которые ранее не публиковались. Так, к томам прилагаются репродукции с акварелей Дж. Кваренги из собрания в Бергамо (архитектурные проекты, пейзажи). Особый интерес представляет собственно иллюстративный материал IV тома, где, в частности, воспроизводятся эскизные рисунки Ф. Торичелли из музея Старого Петербурга, не встречающиеся в изданиях Г.Г. Гримма и В. Белявской (Ил. 184-187).

III. Издания 2 пол. ХХ в. Достаточно много сведений о росписях, лепном декоре эпохи классицизма и их мастерах содержится в работах авторского коллектива, занимающегося вопросами реставрации русских архитектурных памятников Нового времени (исследования А.А. Кедринского, И.М. Бибиковой, А.И. Леонова, В.П. Толстого и др.).16 В издании "Восстановление памятников архитектуры Ленинграда"17 в какой-то степени обобщена и дополнена та информация, которая содержалась в статьях 60-х годов. Четвертая и пятая главы издания, посвященные реставрации памятников архитектуры, соответственно, второй половины XVIII и первой трети XIX вв., содержат не только ценные сведения о восстановлении росписей и скульптурного убранства петербургских дворцов, особняков и общественных зданий эпохи классицизма, но также описание живописных композиций, перечни имен художников-декораторов, иногда – краткий стилистический анализ манеры некоторых мастеров. Достаточно убедительно подобран как исторический материал по каждому памятнику, так и иллюстративный ряд с цветными и черно-белыми снимками декоративных росписей русских интерьеров.

Важное значение в связи с вопросом декорационной живописи, выполненной итальянскими мастерами в России, приобретает литература об архитекторах итальянцах эпохи классицизма, в частности, Д. Кваренги, К. Росси, В. Бренне,18 а также – об отдельных памятниках архитектуры, в создании которых они принимали участие.19 На сегодняшний день наиболее полная монография о К.И. Росси принадлежит М.З. Тарановской, которая уделяет внимание не только отдельным зданиям и знаменитым ансамблям Росси, но и отделке их интерьеров. Эволюция творчества К. Росси раскрывается также в книге В.К. Шуйского, изданной в 2001 г., в которой публикуются новые ранее не известные сведения о жизни и деятельности великого зодчего классицизма.

Наиболее подробным изданием об интерьерах Зимнего дворца20 на сегодня является "Эрмитаж. История строительства и архитектуры зданий", составленная авторским коллективом и увидевшая свет в 1989 году (СПб). Многочисленные планы, чертежи и цветные иллюстрации отражают изменения дворцового интерьера с течением времени. Дается определение термину "половина": в Зимнем дворце ХIX века под "половиной" понималась группа помещений, объединенных общим названием или принадлежностью  тому или иному владельцу и характеризующихся планировочным единством и обособленностью. Отдельная глава посвящена перепланировке комнат Марии Феодоровны в 1827-28 г.г. Авторы представляют весь комплекс новоотделанных помещений в целом с точки зрения архитектурного ансамбля.

IV. Общая литература. Среди общих трудов по русскому интерьеру21 можно выделить книгу И.Я. Бартенева и В.И. Батажковой (1977 г.), где систематизирован и проанализирован обширный материал по внутреннему архитектурно-художественному и бытовому убранству зданий. Перед читателем проходят наиболее характерные памятники архитектуры этого времени, называются имена создавших их зодчих и художников-декораторов, а также вносятся уточнения в терминологию стиля, определяются его временные границы.

Общие проблемы теории классицистического искусства особенно убедительно разработаны в трудах Н.Н. Коваленской, Е.Н. Шпинарской, М.В. Нащокиной, С.М. Даниэля.22

Примечания:

1. Цифры в скобках обозначают номера примечаний в конце работы.
2. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971. С. 40-41.
3. Эфрос А.М. Живопись Гонзаго в Павловске. М.; Л., 1948; Muraro M.T. Scenografie di Pietro Gonzaga: Catalogo. Venezia, 1967; Сыркина Ф.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. 1751-1831. Жизнь и творчество. Сочинения. М., 1974. Более полную библиографию см., например, в кн.: Пьетро Гонзага. Итальянец в Павловске: Каталог выставки. СПб., 2001. С. 12.
4. Далее: Белявская.
5. О декораторах Скотти см. также: Антонов В.В. Живописцы-декораторы Скотти в России // Русское искусство второй половины XVIII – первой половины XIX  в. М., 1979. С. 69-180.
6. Пушкарев И.И. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов Санкт-Петербургской губернии. Ч. 1-4. СПб., 1839-1842.
7. Свиньин П. Достопамятности С.-Петербурга и его окрестностей. Т. 1-5. СПб., 1816-1828.
8. Например, о Джакопо Феррари см.: Пушкарев И.И. Указ. соч. Т. 1. СПб., 1839. С. 178. Свиньин П. Указ соч. Т. 3. СПб., 1818. С. 72.
9. Успенский А.И. Императорские дворцы. Т. I. Словарь художников. М., 1913.
10. Петров П.Н. Материалы для истории строительной части в России. СПб., 1869; Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб., 1885.
11.  Врангель Н.Н. Иностранцы в России // Старые годы, 1911, VII-IX; Врангель Н.Н. Двенадцатый год и художники XIX в. в России. СПб., 1912.
12. Книга издана в Москве в 1925 г.
13. Далее: Гримм.
14. В сб.: "Русское искусство 2 пол. XVIII – перв. пол. XIX в.". М., 1979. С. 69-180.
15. Lo Gatto E. Gli artisti italiani in Russia. Vol. 1-4. Milano, 1991-1994.
16. Кедринский А.А. Толстой В.П. Монументально-декоративная живопись // Русское декоративное искусство. Т. 2. XVIII век. М., 1963. С. 253-300; Бибикова И.М. Лепной декор // Там же. С. 149-182; Леонов А.И. Монументально-декоративная живопись // Русское декоративное искусство. Т. 3. XIX – нач. ХХ в. М., 1665. С. 368-404; Бибикова И.М., Кедринский А.А. Декоративная скульптура и лепной декор в интерьере // Там же. С. 42-57.
17. Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983.
18. Богословский В.А. Кваренги – мастер русского классицизма. Л.; М., 1955; Воронихина А.Н., Коршунова М.Ф., Павелкина А.М. Архитектурные проекты и рисунки Кваренги: Каталог выставки. Л., 1967; Diseghi di Giacomo Quarengi: Catalogo della mostra. Venezia, 1967. Подробную библиографию по творчеству Д. Кваренги см., например, в кн.: Коршунова М.Ф. Д. Кваренги. Л., 1977.
Панов В. К. Росси. М., 1937; Вейнерт Н. Росси. М.; Л., 1939; Пилявский В.И. Зодчий Росси. М.; Л., 1951; Тарановская М.З. Карл Росси. Л., 1980; Шуйский В.К. Карло Росси. СПб., 2001.
Шуйский В.К. Винченцо Бреннна. Л., 1986.
19. Семевский М.И. Павловск. Очерк истории и описание. СПб., 1877; Несин В. Сауткина Г. Павловск Императорский и Великокняжеский. СПб., 1996; Кючюрианц Д.А. Раскин А.Г. Гатчина: художественные памятники. СПб., 2001; Елагин дворец. Изд. С.-Петербургского общества архитекторов. Б / г; Немчинова Д.И. Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова. СПб., 2000; Коцебу А. Краткое описание Михайловского дворца. 1801 // Русский архив, 1870; Михайловский замок. СПб., 2001; Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
20. Башуцкий А.П. Возобновление Зимнего дворца в С.-Петербурге. СПб., 1839; Воронихина А. Н. Люлина Р.Д. Эрмитаж в акварелях, рисунках, чертежах кон. XVIII – сер. XIX в. Л., 1964; Соколова Г.М. Здание и залы Эрмитажа. Л., 1973.
21. Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII – сер. XIX вв. Тезисы докладов научной сессии Г.Э. Л., 1968; Бартенев И.Я. Батажкова В.И. Русский интерьер XVIII-XIX  вв. Л., 1977; Бартенев И.А. Батажкова В.И. Русский интерьер XIX века. Л., 1984; Три века петербургского интерьера: Тезисы докладов научно-практической конференции. Февраль, 1999. СПб., 1999; Володина Т.И. Русский интерьер. М., 2000; Демиденко Ю.Б. Интерьер в России. СПб., 2000 (Далее: Демиденко); Интерьер: иллюстрированный художественный словарь. СПб., 2002.
22. Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины XIX в. М., 1967; Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства. М., 1988; Нащокина М.В. Античное наследие в архитектуре позднего русского классицизма // Русский классицизм второй половины XVIII – нач. XIX в. М., 1994. С. 181-193. Прим. С. 218-219; Шпинарская Е.Н. Классицизм и барокко: историографический анализ. СПб, 1998; Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб., 2003. (Далее: Даниэль, 2003).


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру