Старообрядческий Синодик из Причудского собрания Пушкинского дома

Старообрядческий Синодик из Причудского собрания Пушкинского дома

Важной особенностью Причудского Синодика является то, что он точно скопирован вместе с миниатюрами с образца последней трети XVII века1 в 1887 г. профессиональным иконописцем из среды старообрядцев. Состав сборника указывает на старообрядческое происхождение рукописи, взятой копиистом за образец. По данному памятнику не существует обширной научной литературы. Рукопись даже не введена в научный обиход подробным описанием. Единственным воспроизведением изобразительного материала Синодика в литературе оказалась одна из его многочисленных заставок. Памятник объединяет в себе несколько разнородных тенденций оформления рукописной книги, характерных для поморской книгописной традиции.2 Его декор включает заставки старопечатного стиля, буквицы с поморским орнаментом, находящиеся в стилистическом диссонансе друг с другом. В миниатюрах необычайная яркость цветового решения, близкая лубку XVIII – XIX века, контрастирует с явной иконописной направленностью манеры исполнения иллюстраций.

В наши задачи входит, с одной стороны, выявление некоторых путей интерпретации Синодика-литературного сборника как текста и как изобразительной системы и, с другой стороны, искусствоведческий анализ его миниатюр.

Одно из самых крупных собраний старообрядческих рукописей находится в древлехранилище Пушкинского дома. Фундаментальных исследований, посвященных этим рукописям, существует не так много. Основным материалом для знакомства с рукописными собраниями оказываются отчеты об археографических экспедициях сотрудников института Русской Литературы, преподавателей Государственного Санкт-Петербургского университета и некоторых других учебных заведений.

Важной чертой рукописных коллекций древлехранилища является их "топографическая определенность":3 все рукописи здесь по преимуществу северного происхождения или, по крайней мере, "длительного бытования на Севере".4

Археографические экспедиции Пушкинского дома начались в 1949 г. по инициативе доктора филологических наук В.И. Малышева.5 С этого времени имели место десятки экспедиционных поездок (только за первые двадцать лет их состоялось 39),6 в результате которых были приобретены рукописи, датирующиеся с XII по ХХ в. Старообрядческие рукописные книги относятся к периоду от XVII до ХХ в.7

Важнейшим центром по переписке книг стало Выго-Лексинское общежительство в Заонежье, достигшее своего расцвета как старообрядческий скрипторий в первой четверти XIX века.8 Мужской Данилов монастырь на Выге и его женский филиал на Лексе существовали с XVII по XIX век.9 В 40-е годы XIX века Выговское общежительство было закрыто. Книгописные школы Выга и Лексы просуществовали до начала ХХ века.10 Несмотря на то, что изучаемый нами памятник относится к рукописям Прибалтики,11 поморская традиция оформления книг повлияла на эту рукопись, как и на многие другие старообрядческие рукописные книги непоморского происхождения. Выго-лексинская книгописная традиция была так авторитетна для старообрядцев разных согласий, что элементы поморского оформления рукописей можно встретить в памятниках, найденных в районах сильно удаленных от Поморья.12 Более того, исследователи XIX – перв. пол. ХХ в. называли "поморской" любую старообрядческую рукопис, независимо от ее происхождения.

Интерес к поморской рукописной книге возник задолго до революции.13 Почти все ранние частные собрания рукописей формировались именно из старообрядческих книг, привлекавших исследователей даже больше, чем дониконианские канонические рукописи. Старообрядческие книжные памятники покупались и выменивались у их владельцев в большом количестве. В письмах М.П. Погодина (нач. XIX в.) рассказывается, как происходила покупка рукописей у нижегородских старообрядцев.14 Первостепенной литературой о ранних рукописных собраниях являются каталоги, описи рукописей, обзоры фондов.15 Первым системным обследованием Заонежья с целью выявления рукописного старопечатного наследия "стала археографическая поездка в эту местность в 1903 г. заведующего Рукописного отдела библиотеки Академии наук В.И. Срезневского".16 Срезневский проехал от Шуньги до Сенной Губы. В результате своей работы он послал "в Академию по почте несколько пудов своего сбора",17 в котором преобладали богослужебные и учительные книги.18

Деятельность археографических экспедиций в ХХ веке достигла такого размаха,19 что к 70-м годам запасы рукописей у местных жителей были практически исчерпаны. Уже в 1969 году археографическая экспедиция на поморский берег Белого моря не сделала значительных рукописных приобретений,20 в то время как еще в 1948-49 годах в Заонежье довольно часто попадались рукописи XVI в.21 В 60-е годы в Поморье почти исчезает старообрядческое население, единственным представителем которого, например, в деревне Кушерке являлась Анастасия Яковлевна Ефремова.22 "Остальные жители Кушерки, Унежмы и Малошуйки – замечают участники поездки – старообрядцами считают вообще старых людей, умеющих читать "по-славянски"".23

Вопрос техники изготовления рукописных старообрядческих книг и особенности быта переписчиц XIX – нач. ХХ в. освещается в статье В.И. Малышева "Как писались рукописи в Поморье…".24 Автор со слов переписчицы Анастасии Дмитриевны Носовой рассказывает о рукописных школах Поморья, духовной и ремесленной подготовке их учениц, распорядке трудового дня в школах и особенностях дисциплинарного устава в них. Исследователь обращает внимание на характер письменных принадлежностей поморских переписчиц и художниц, состав чернил и красок, принципы изготовления переплетов и золочения миниатюр. Несмотря на то, что в статье рассматривается поморская книжно-рукописная традиция, данный материал может быть полезен при изучении поздних старообрядческих рукописей других центров.

Эстонское Причудье, откуда и происходит рассматриваемая рукопись, было заселено староверами в конце XVII века. Первые поселки образовались на побережье Чудского озера близ Муствээ. В 1710 г. на реке Выбовка (мыза Ряпина) последователи Феодосия Васильева построили старообрядческий монастырь, который былразгромлен в 1719 году. На западном берегу Чудского озера в имении Флемминсгоф среди жителей преобладали старообрядцы. В деревне Кикита в этом имении в 1710 г. был выстроен староверческий храм, в котором позднее сформировалось большое книжное собрание.25 Гонения на причудских раскольников середины XIX века привели к тому, что к 50-м годам все молельни, кроме Казепельской, были закрыты. Центры книжности переместились из Кикиты в Малые Кольки. В 20-30-х годах ХХ века возникает новый центр книгописания – деревня Рае, связанная с деятельностью иконописца Г.Е. Фролова26 – автора миниатюр и переписчика Синодика, который будет рассмотрен в нашей работе.27 Г.Е. Фролов был очень уважаемым человеком в своей среде. За годы своей жизни (ум. в 1931 г.) он собрал библиотеку, состоящую из 40-50 томов богослужебных книг, среди которых можноназвать круг старопечатных месячных Миней, Октоихи, Ирмологии, Часословы.28

Изучаемый нами Синодик был приобретен во время экспедиции 1960 года, поэтому первое упоминание в научной литературе о нем относится к 1963 году.29 В статье Ю.К. Бегунова дается краткое описание Синодика. Кроме характеристики его внешнего вида и перечисления притч в составе книги автор довольно подробно останавливается на содержании поминальных записей в конце рукописи. Еще одно краткое упоминание о Синодике 1887 г. находится в сборнике "Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома" (Л., 1972).30  Ю.К. Бегунов предполагает, что данная рукопись была выполнена с образца XVII века и относит литературное содержание Синодика к третьей редакции, имея в виду, видимо, классификацию Е.В. Петухова.31 Характеризуя декор книги, автор статьи отмечает использование поморской традиции в оформлении концовок, инициалов и заставок и более каноничный для древнерусской книжности стиль миниатюр.32

Орнаменты Синодика 1887 г. послужили материалом, иллюстрирующим псевдо-поморские тенденции украшения рукописей, не принадлежащих поморскому кругу. В статье В.П. Бударагина и Г.В. Маркелова, посвященной орнаментике крестьянских рукописных книг.33

Проблема орнаментации поморской книги в целом, как пишет Плигузов А.И.,34 была поставлена в связи с ее зависимостью от народного прикладного искусства35 и чертами сходства с рукописной продукцией других школ народной книжности.36 Свирин А.Н. обращает внимание на развитие поморской орнаментики из барочной путем "гиперболизации форм".37 Розов Н.Н. в труде "Русская рукописная книга" останавливается на специфических чертах поморского орнамента с точки зрения его цвета.38 Статьи Плигузова А.И. и Винокуровой Э.П. 80-х годов посвящены генезису книжного декора Поморья.39 А.И. Плигузов подробно освещает взаимосвязь рукописей старообрядцев со старопечатными изданиями, выделяя несколько этапов ассимиляции старопечатной орнаментики с рукописным полем ранней поморской книги.40 Винокурова Э.П. развивает мысль о влиянии гравированных на меди орнаментальных рамок на традиционные формы рамок-заставок поморских рукописей, отдавая в ряду граверов, особенно повлиявших своим творчеством на орнамент поморов, явное предпочтение Леонтию Бунину с его гротескными барочными формами.41

Миниатюры Синодиков-литературных сборников42 не были предметом специального искусствоведческого исследования фундаментального характера. Изобразительный материал Синодиков в лучшем случае просто воспроизводится авторами научных трудов.43 Е.В. Петухов в своем труде "Очерки из литературно истории Синодика" (СПб., 1895) дает общую характеристику типа иллюстрирования Синодиков, отмечая его повествовательный характер и констатируя максимальную приближенность миниатюры к тексту. Петухов также кратко останавливается на технике выполнения миниатюр и взаимосвязи синодических иллюстраций и иконописи.

В 1997 году была закончена диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Л.Б. Сукиной "Очерковые миниатюры русских рукописных Апокалипсисов и Синодиков втор. пол. XVII века" (СПб).44 Диссертация отличается широтой затронутой проблематики. При этом большой фактический и исторический материал интерпретируется довольно несмело. В целом работа носит описательный характер, но несомненно является ценным источником информации о таких мало изученных с искусствоведческой точки зрения феноменах древнерусской книжности как Синодики и Апокалипсисы.

Наиболее серьезными работами по литературной истории Синодика можно считать исследование Е.В. Петухова,45 в котором автор выявляет источники синодических текстов и показывает характер их взаимосвязи с традиционной народной словесностью и изобразительным искусством, и статью Дергачевой И.В.,46 являющуюся своеобразным критическим откликом на монографию Петухова. И.В. Дергачева по иному понимает проблему литературной редакции памятника и предлагает собственную внрсию распределения Синодиков-литературных сборников по редакциям.

Традиция старообрядческой книжности и место Синодика-литературного сборника в ней

Синодик-литературный сборник как памятник древнерусской книжности близок своей проблематикой кругу тем, наиболее характерных для старообрядческого рукописного наследия небогослужебной ориентации.

Основная масса рукописей, приобретаемых в ходе археографических экспедиций у старообрядцев, приходится на богослужебные книги, такие как Обиход, Триоди (Постная и Цветная), Евангелия, Апостолы, Октоихи (или Осьмогласники), служебные Минеи, сборники покаянных, уставных и канонических статей, Псалтири, Месяцесловы.

Традиция дидактической небогослужебной литературы Древней Руси получает в старообрядческой среде особый оттенок. Поучения о домостроительстве души тесно связаны здесь с темами малой и большой эсхатологии. Этот спектр смыслов прочитывается не в самих сочинениях отцов Церкви или их фрагментах, попадающих в рукописные сборники старообрядцев из Пролога или Великого Зерцала, а в общей программе таких сборников. Здесь Слова и Поучения душеспасительного характера могут быть подобраны и объединены с житиями святых и притчами, приводимыми в тех же сочинениях отцов церкви, таким образом, что темы памятования смерти и Страшного суда выходят на первый план.47

Среди особенно распространенных48 в старообрядческой книжности житий – кроме жизнеописаний вождей раскола – необходимо назвать жития Зосимы и Савватия Соловецких, Иоанна Богослова, Василия Нового, Андрея Юродивого и мучеников: Кирика и Улиты, Варвары, Параскевы. Житие Зосимы и Савватия – основателей Соловецкого монастыря, ставшего на сторону раскольников в XVII веке, получило на фоне других житий наибольший резонанс в старообрядческих рукописях и существует в огромном количестве списков. Тема мученичества, всесторонне развитая в старообрядческой культуре, говорит в памятниках письменности на языке традиционной агиографической литературы. Выбор мучеников здесь определяется устоявшимися российскими канонами народного почитания святых.

Жития Василия Нового, Иоанна Богослова и Андрея Юродивого своей распространенностью в рукописном старообрядческом наследии обязаны их причастностью к группе текстов, связанных с эсхатологическими переживаниями (темами посмертной судьбы души, Страшного суда, Небесного Иерусалима).49 К данной группе текстов также принадлежат следующие особенно часто переписываемые памятники: Слово Палладия Мниха о втором пришествии, Слово св. Мефодия епископа Иерусалимского,50 Слово Григория архиепископа царьградского о скончании века, сказания "О втором пришествии Христа и об антихристе", "О знамениях небесных при последних днях", Притча о теле человеческом, о душе и воскресении мертвых, Прение Живота и Смерти, Сказание о явлении ангела Господня в пустыне преподобного Макарию Египтянину51 и др.

Видное место в старообрядческих рукописях занимает корпус духовных стихов. Этот вид народного творчества характерен не только для старообрядческой среды.52

Традиционны для средневековой русской книжности последних столетий ее существования повести "О Савве Грудцыне", "Фроле Скобееве", "Петре и Февронии Муромских", "Тимофее Владимирском" и др.. также воспринятые старообрядческой книжностью.

Отдельную группу составляют литературные произведения вождей раскола, наставников или особо уважаемых паствой людей, такие как "Поморские ответы на вопросы иеромонаха Неофита". В качестве примеров индивидуального творчества членов общины, не принадлежащих к ее духовному начальству, можно привести сочинение Г.Е. Фролова – автора миниатюр Синодика 1887 года из Причудского собрания – "Путь, ведущий христианина к прощению грехов".53

Итак, литературное наследие старообрядцев в целом ориентировано на традицию древнерусской книжности. Отличие состоит не в подборе письменных памятников – этот набор вполне каноничен (исключая собственно старообрядческие писания), – а в композиционной расстановке этих памятников в составе рукописных сборников, особых смысловых акцентах, о которых можно судить по количеству списков того   произведения древнерусской литературы в современных собраниях старообрядческих рукописей.
 
Литературный состав Синодика как книги эсхатологического содержания

Синодик-литературный сборник занимает место в кругу памятников с ярко выраженной эсхатологической направленностью, что проявляется не только в тексте, но и в художественном оформлении.

В состав Синодика могут входить богослужебные и небогослужебные тексты. Закономерности их композиционного расположения в синодическом сборнике не выяснены исследователями. Используя выводы Е.В. Петухова и И.В. Дергачевой о возможных редакциях памятника,54 а также рассмотрев композицию текста 12 синодических сборников XVII – XVIII веков,55 можно сделать некоторые общие выводы о закономерностях построения текста Синодика.

1. Сначала, как правило, проводится мысль о том, что поминание умерших является заветом Господа Апостолам.
2. Затем рассказывается, как Апостольская Церковь выполняет этот завет и в чем смысл поминания и пожертвований в церковь.
3. Тема смерти, раскрывающаяся вслед за этим, представлена через два основных момента: духовное несовершенство человека перед лицом смерти, богатство и смерть. В Синодиках конца XVII в. акцентируется второй аспект, в более ранних синодических сборниках – первый.
4. Воспоминание о Страшном суде.
5. Поминальные записи.

Пункты 1 и 2, 3 и 4 объединены в пары, так как, по сути, каждая из пар раскрывает одну тему: I – тема апостольской Церкви в связи с поминанием, II – Страшный суд (малая и большая эсхатология).56 Тематический план Синодиков может быть представлен и иначе: Апостолы, Церковь, Смерть, Страшный суд. Каждому из этих четырех композиционных функций текста соответствует традиционный набор сочинений, обладающий потенциальной возможностью быть включенным в литературную компиляцию того или иного конкретного Синодика. Ниже приводятся наименования некоторых наиболее широко распространенных памятников, имеющих хождение в составе рукописных Синодиков и соответствующих определенным композиционным функциям текста литературного сборника. Одну и ту же функцию могут выполнять в определенном памятнике как несколько текстов, различно расположенных друг по отношении к другу, так и один текст. Порядок расположения функциональных пластов текста – явление более устойчивое, хотя и здесь возможны перестановки или сорачивание парных функций до одной. Наибольшее поле вариативности дает функционально-тематический раздел, посвященный смерти, который можетвозрастать до бесконечности с добавлением все новых притч. Разрастание сборника не всегда происходит за счет увеличения центра. Иногда синодический текст теряет цельность и делится на два раздела: первый раздел имеет последовательную структуру "сюжетного" развития от рождения Церкви до Страшного суда, второй – как бы дополнение в форме притч.57 Начало повествования Синодиков с точки зрения темы мало варьируется. Наличие поминальных записей – тоже относительно неизменное явление. Они могут редуцироваться только в самых поздних синодических сборниках.

Апостолы. Апостольские послания (Послание Апостола Павла к коринфянам) нач. XVII в.58 Слово Иоанна Златоуста (нач. XVII в.). Завет Христа апостолам по Вознесении о поминании (сер. XVII в.). VII Вселенский собор (сер. XVII в.).59 Иаков (Петр) крестит неверные языки (кон. XVII в.).

Церковь. Необходимость жертвования на церковь (нач. XVII в.). Чин, бываемый на разлучение души от тела, последование погребения, Лития, Ектенья (нач. XVII в.). Когда происходит поминание, Ангел радуется (сер. XVII в.). Объяснение поминания на 3, 9 и 40 день. (2 пол. XVII в.).

Смерть (богатство и смерть; духовное несовершенство перед лицом смерти). Поминание спасает мертвых и живых (повести об игуменьи Афанасии, посаднике Щиле, юноше, плененном в Персиду). (Втор. пол. XVII в.). Плач, навеянный образами Последования погребения. О скудоумном человеке. (Сер. XVII в.). О богаче и Лазаре.  О нераскаявшихся блудниках и др. грешнках (2 пол. XVII в.). Двоесловие Живота и Смерти. (2 пол. XVII в.).

Страшный суд. О Макарии Египетском и Макарии Александрийском.60 ( 2 пол. XVII в.). Андрей Юродивый. Притча из повести о Варлааме и Иоасафе.61 VII Вселенский собор. (Сер. XVII в.).

При самом поверхностном взгляде, отличие Синодиков XVII в. от Синодиков XVIII в. связано с разрастанием к концу XVII в. количества притчевого материала в составе сборника, аллегоризма в ущерб изначальному символизму. В конце XVII  - начале XVIII в. в синодиках начинают появляться силлабические вирши.62


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру