Самогласны малого знаменного распева

Самогласен — это термин, имеющий широкое применение по отношению к разным жанрам и распевам. Самогласны малого знаменного распева имеют в каждом гласе свои музыкальные формы, но эти формы строчные, они основаны на периодическом повторении музыкальных строк. Формы самогласнов, как и подобнов, связаны преимущественно с жанром византийского происхождения — стихирами, и потому их использовали в Октоихе, Праздниках, Трезвонах, Минее. Сами образцы — стихиры — помещаются в основном в Обиходах или Октоихе и называются стихиры-самогласны, стихиры-возвышны, а также термином "малый знаменный распев". Этот термин употребляется в двух значениях — как более краткая редакция знаменного столпового распева и как силлабический, речитативный тип осмогласия, близкий к псалмодии. В нашей работе пойдет речь о речитативном типе осмогласия, в котором преобладает речитация на одном-двух тонах, он охватывает небольшой диапазон, в его состав входит весьма ограниченное число мелодических строк. Этот строчной тип распева противопоставлен попевочному, который свойствен столповому знаменному распеву.

По своей природе малый знаменный распев очень близок к литургическому речитативу: в нем та же речитативность с опорой на выдержанный тон, очень близкое интонационное содержание. Потому этот распев вполне соответствует своему названию — малый знаменный распев. Он исполняется хором, запевы, или запевные строки, состоящие из строк псалмов, поет певец — солист, или головщик.

Самогласны малого знаменного распева, как уже говорилось, близки к подобнам, их объединяет не только интонационное родство, сходный тип структуры, но и предназначение. И те и другие используются для распевания любого ненотированного певческого текста стихир, с той только разницей, что форма подобна служила уже готовым слепком, который следовало сохранить неизменным, а самогласен можно было приспособить к ненотированному тексту любого размера, поскольку его строки периодически повторялись, и напев музыкальных строк легко соединялся с текстовыми строками.

Стилевая общность самогласнов малого знаменного распева и подобнов старого знаменного распева говорит о генетическом родстве этих двух распевов, своими корнями восходящими к древнейшему пласту русского певческого искусства, хотя вопрос о происхождении малого знаменного распева остается открытым. Самогласны малого знаменного распева в древнейших рукописях домонгольского периода не найдены, что дало возможность И. Вознесенскому относить малый знаменный распев к концу XVI в., когда он встречается в рукописях, в более ранних певческих рукописях самогласны не встречаются1. Н. Д. Успенский, наоборот, относит самогласны, как и подобны, к одним из ранних форм русского певческого искусства2.

Об использовании самогласнов малого знаменного распева начиная от истоков древнерусского певческого искусства говорит огромное количество ненотированных книг раннего периода, которые по существу являлись певческими, так как, несмотря на отсутствие знаков, в них стоят указания на глас или подобен. Отсутствие музыкальных знаков в этих рукописях говорит о том, что напевы этих песнопений должны были быть очень простыми, они сохранялись и передавались в устной форме, а указание на глас свидетельствовало о четкой их дифференциации по системе осмогласия. Несомненно эти простейшие осмогласные напевы, которыми пели стихиры Октоиха, Миней на весь год, должны были занимать видное место в богослужении раннего периода.

Свое важное значение малый знаменный распев сохранил вплоть до XVII в. И по сей день он широко применяется в старообрядческом богослужении и пении, нередко заменяя собой столповой знаменный и другие распевы. Можно определенно сказать, что около 50 процентов служебных текстов такого типа пели малым знаменным распевом и на подобен. Поскольку этот распев отличался выразительностью и простотой, его легко пропеть любому прихожанину. Это можно отметить и в работе в экспедициях: опытные старообрядческие певцы и учителя пения утверждали, что первым этапом обучения певцов в старообрядческих певческих школах было освоение простейших форм осмогласия — самогласнов и подобнов, а также осмогласной псалмодии прямо на клиросе. В школах же пели по крюкам и начинали с ирмосов. Из экспедиционных наблюдений можно отметить и такую закономерность: чем меньше в хоре грамотных исполнителей, знающих крюковую нотацию, тем больше и чаще звучит у них малый знаменный распев. Им порой даже заменяют нотированные стихиры-славники.

Некоторые песнопения на службе можно было исполнить разными способами — малым знаменным распевом на подобен и знаменным осмогласием, как говорят клирошане, "в роспев", "по знамени", в этом случае песнопения всегда нотировались столповой знаменной нотацией.

Если сравнить малый знаменный распев со столповым или демественным, то окажется, что по протяженности он в 4 раза короче пения по крюкам столповым знаменным распевом и почти в 10 раз — демественного. Темп пения малым знаменным распевом значительно быстрее, чем в других распевах. Например, если сравнить продолжительность пения стихиры на Вербное воскресение "Днесь благодать Святаго Духа нас собра" в трех разных распевах, то оказывается, что при исполнении ее малым знаменным распевом она звучит 27 секунд, столповым — 1 мин. 40 сек. и демественным — 4 мин. 10 сек.3 Почти с такой же скоростью пели эту стихиру старообрядцы в Московской области: малый знаменный распев — 26 сек., столповой — 1 мин. 30 сек. Такая существенная разница в темпе важна, особенно учитывая большой объем и продолжительность службы. Так, например, праздничное или воскресное Всенощное бдение занимает около шести часов и больше, ведь старообрядцы служат полную службу, не отступая от устава4.

Обычно в службе сочетаются разные виды распевов и форм пения: малый знаменный распев, подобны, пение по крюкам, наиболее важные песнопения (особенно первые и последние стихиры больших циклов, например, стихиры на "Господи воззвах") поют столповым распевом по крюкам, а прочие — самогласно или на подобен. Это связано и с ритуальной стороной службы: на первой стихире совершается сход певцов обоих клиросов в центр храма, а на последней — малый вход священнослужителей, прочие стихиры из Октоиха, Минеи или Триоди поют самогласно или на подобен.

Самогласны малого знаменного распева наряду с подобнами составляли основу древнего осмогласия строчного типа. К сожалению, самогласны малого знаменного распева почти не изучены, и в терминологии немало путаницы5.

Самогласны малого знаменного распева в основном относятся к устной традиции. В рукописях обычно помещаются всего лишь 8 самогласных стихир малого знаменного распева, которые служили образцами для распева других стихир. Самогласны малого знаменного распева помещаются в Октоихе либо в Обиходе, где они располагаются вперемежку с осмогласной псалмодией "Господи воззвах" восьми гласов и подобнами в порядке следования гласов от первого до восьмого. Таким образом, первые стихиры Октоиха — самогласны малого знаменного распева — и явились образцами для пения стихир, и поскольку стихиры Всенощной обыкновенно пелись по определенной модели — погласице, — такое пение стали называть "пением на погласицу", либо пением "на глас", а иногда "гласовым пением", так как каждая из восьми моделей отражает особенности каждого гласа.

Пение на погласицу, гласовое пение

Поскольку самогласны связаны преимущественно с устной традицией, то для того, чтобы их запомнить, в практику были введены памятогласия — краткие мелодические фразы на 8 гласов, или мнемонические погласицы (от греч. мнемоне — память), которые служили напоминанием гласового напева. Каждому гласу соответствует своя погласица — краткий выразительный мелодический оборот. Для того, чтобы проще было запомнить мелодию гласа и связать ее с текстом того или иного гласа, был использован способ мнемонических погласиц, способствующих их запоминанию. Небольшой рассказ о встрече монахов и их беседа изложены в виде восьми кратких фраз, вопросов и ответов. А. В. Преображенский пишет, что текст этого славянского памятогласия представляет собой почти дословный перевод соответствующего греческого памятогласия6.

Эти восемь музыкальных фраз соответствуют восьми гласам малого знаменного распева, и каждый из них вбирает основную интонацию гласа.

Для иллюстраций погласиц и стихир Октоиха малого знаменного распева я использовала фонограммы записей, сделанных мной в крупнейших старообрядческих общинах — Нижегородской Бугровской и Рижской Гребенщиковской, а также рукописи ХVI, ХVII вв., старообрядческие рукописи ХVIII—ХХ вв., по которым поют в старообрядческих общинах.

Погласицы "Грядет чернец" являются обобщенной мелодической характеристикой самогласнов 1—8 гласов. В восьми фразах — погласицах содержится интонация гласов, каждый из них опирается на один из трех ладов — мажорный (гласы 2, 6, 7, 8), минорный (3, 5, 6) и фригийский (1):

1 глас - Грядет чернец из монастыря (ре, ми, фа, соль, фа, ми).
2 глас - Встречу ему вторый чернец (соль, фа, ля, соль, фа).
3 глас - Откуду ты брате грядеши (соль, ля, соль, фа, соль, ми)
4 глас - Из Константина града гряду (фа, ми, фа, ми, ре, ми, ре)
5 глас - Сядем мы, брате побеседуем (фа, соль, ля, соль, фа, ми, фа, ре)
6 глас - Жива ли тамо, брате, мати моя ( фа, соль, ля, соль, фа, соль)
7 глас - Мати твоя давно умерла (ми, ре, фа, ми, ре, до)
8 глас - Увы мне, увы мне, мати моя (ре, фа, ми, ре, фа, ре, ми, ре, до)

Некоторые погласицы при записи могут транспонироваться на кварту вниз.

Погласицы самогласнов "Грядет чернец" служат для напоминания мелодии, они лишь настраивают певцов на нужный глас и во время богослужения не поются. Этот же напев погласицы чаще записывается с псалмовым запевом "Исповедатися Имени Твоему", который предшествует стихирам, как в рукописи ХVII в. РГБ, ф. 379, № 19. Стихиры-самогласны поются на напев мнемонической погласицы гласа. Вслед за запевами поются стихиры 1—8-го гласов, напев которых соответствует погласицам этих гласов. В запевных строках и погласицах очерчен основной остов мелодии каждого гласа малого знаменного распева, их конечный же тон служит началом — начальным тоном для пения стихир.

Стихиры                          

1 глас:  Вечерняя наша молитвы            
2 глас:  Прежде век от Отца           
3 глас:  Твоим крестом Христе Спасе   
4 глас:  Животворящему Твоему кресту   
5 глас:  Честным Твоим крестом           
6 глас:  Победу имея Христе           
7 глас:  Приидите возрадуемся           
8 глас:  Вечернюю песнь

Погласицы

1 глас:  Грядет чернец из монастыря
2 глас:  Встречу ему вторый чернец
3 глас:  Откуду ты брате грядеши
4 глас:  Из Константина града гряду
5 глас:  Сядем мы, брате, побеседуем
6 глас:  Жива ли, тамо, брате, мати моя
7 глас:  Мати твоя давно умерла
8 глас:  Увы мне, увы мне, мати моя

Музыкальная форма самогласных стихир строится из последовательного чередования мелодических строк. Исходя из количества музыкальных строк в самогласнах, выделяются три типа стихир:

1) 4 строки в самогласне 1-го гласа,
2) 3 строки в самогласнах 2 го, 4 го, 5 го, 6 го и 8-го гласов,
3) 2 строки в самогласнах 3 го и 7-го гласов.

С помощью чередования самогласнов мог быть распет текст любой стихиры. Финальная строка самогласнов, независимо от их строения, самостоятельна, она отличается каденционным, завершающим характером и примыкает к последней строке самогласна. Вступление может состоять из одной или двух строк.

Напевка в самогласнах малого знаменного распева

Разночтения музыкальных редакций в речитативных жанрах — самогласнах и подобнах, — явление типичное как для рукописной, так и для старообрядческой традици. Эти разночтения отражают различные исполнительские особенности, принятые в разных местностях. Пусть даже незначительные музыкальные различия, но они всегда неизбежны там, где существует устная традиция, к которой частично относится малый знаменный распев. Сложившаяся на местах музыкальная редакция самогласнов входила в обычай, который в клиросной традиции получил название напевка.

Напевка — это устойчивый местный вариант напевов, выработанный клиросной практикой той или иной церкви, либо местности. Обычно напевка, выработанная в устной практике, расходится с записью этого же песнопения, изложенного в рукописи крюками. "Пение по напевке" передавалось в устной форме певцами от одного к другому, по слуху. Например, во время одной моей экспедиции в 1971 г. на Волгу старообрядческие певцы одного и того же поповского согласия (Нижегородской Бугровской и Костромской Стрельниковской общин) при совместном пении на празднике Преображения не могли вместе петь стихиры на подобны и самогласны, так как принятые в их общинах напевки подобнов и самогласнов не совпадали. Эти расхождения были очень незначительными: в одних случаях в концовках звучало опевание конечного тона, в других — отсутствовал проходящий звук или был добавлен скачок, но поскольку эти разночтения встречались постоянно, при быстром пении они не давали возможности певцам петь слаженно и гладко. В то же время совместное пение этими хорами песнопений по крюкам знаменного столпового осмогласия не вызвало у тех же певцов никаких затруднений. В этом случае оказывается, что пение малым знаменным распевом для исполнителей бывает сложнее, чем пение по знаменам. Самогласное пение, будучи устной традицией, требует умения приспосабливать напев к тексту, в то время как при нотированных стихирах этого не требуется, исполнитель должен лишь пунктуально прочесть и пропеть знак за знаком от начала до конца песнопения.

С этой точки зрения становится более ясной и средневековая текстология, отношение писца, переписчика и певца к написанному певческому тексту. Небольшие разночтения в крюках постоянно выявляются при сравнении певческих редакций в рукописях XVI—XVII вв. Известный немецкий ученый И. Гарднер в результате исследований певческих редакций кафизм, по структуре близких к самогласнам малого знаменного распева, сделал вывод, который одинаково распространяется и на кафизмы, и на самогласны, и на другие виды песнопений:

Древним мастерам пения была чужда теперешняя наша щепетильность по отношению к точности нотирования церковного пения и его исполнения; каждый мастер вносил в редакцию записываемого и переписываемого им пения нечто и от своего опыта, и от своей интерпретации, и от своих привычек. Подобные разночтения касаются главным образом: а) замены одного знамени другим, мелодически приблизительно однозначным (например, стопицы с очком — подчашием, голубчика борзого — переводкой, статьи — стрелой простой и наоборот); б) в мелизматических частях — передвижение одного или более звуков с одного слога текста на другой, вперед или назад, по сравнению с другими рукописями; в) количества распетых стихов псалмов; г) реже — замены одного мелодического оборота другим, родственным мелодически; д) эпизодического "раскрашивания" речитатива посредством затрагивания звуков на соседних ступенях звукоряда7.

К этому следует добавить также ладовые и ритмические разночтения в разных знаковых группах, в том числе самых простых знаков, как стопица, крюк, запятая.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру