Искусство древней Греции. Крит

Искусство Крита, развиваясь на территории, связывающей Запад с Востоком, с самого начала впитало в себя художественные элементы древнейших цивилизаций Ближнего Востока, неолитических культур Анатолии, Придунайской низменности и балканской Греции.  История открытия этой цивилизации насчитывает немногим более ста лет. В 1900 году английский археолог Артур Эванс начал раскопки на Крите. Именно ему принадлежит  первенство в открытии Кносского дворца. Вскоре после А.Эванса на южном побережье Крита начинают работать итальянские археологи, раскопавшие дворец в Фесте и виллу в Агиа Триаде. В восточной части о-ва Крит раскопки производились американскими археологами, так были открыты постройки в Гурнии, Закро и Палекастро. Большой вклад в исследование искусства и культуры Крита внесли и греческие археологи, прежде всего, Спиридон Маринатос, изучавшие островные центры Крита.

Территория критской цивилизации включала в себя о-ов Крит, о-ва Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и часть материковой Греции. Принято выделять следующие периоды в искусстве Крита:

1. Раннеминойский период – 3000/2800 – 2000 гг. до Р.Х.
2. Период "старых дворцов" (1900-1700 гг. до Р.Х.).
3. Период "новых дворцов" (1700 – 1450 гг. до Р.Х.)

Период упадка и отмирания дворцовой цивилизации  (1450 - 1350 гг. до Р.Х.)1. С второй половины 15 в. до Р.Х. начинается упадок Крита и возвышение Микенской  Греции.

Цивилизацию Крита принято называть как критской, так и минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), иногда также ее называют эгейской. До сих пор, к сожалению, реальная история, культура, этнос этого региона достаточны не изучены. Это происходит во многом из-за того, что древнейшая письменность этого региона большей частью не прочитаны. Критяне писали на т. наз. линейном письме А, основой которого был вероятно  какой-то негреческий язык 2.

Раннеминойский период. В нач. III тыс. до Р. Х. (конец эпохи ранней бронзы) культура Крита вплотную подошла к сложению цивилизации. Как замечает Ю.В. Андреев, "…уже в III тыс. до н.э. в пределах Эгейского мира образовалось целое созвездие археологических культур, среди которых наиболее известны культура Трои-Гиссарлыка, культура о-вов Кикладского архипелага в центральной и юго-восточной части Эгейского бассейна, раннеэлладская культура материковой Греции (ее центры находились на Пелопоннесе и в средней Греции) и раннеминойская культура Крита" 3.

Искусство нач. III тыс. до Р.Х. представлено находками из т. наз. "клада Приама", открытого Г. Шлиманом при раскопках Трои,  т. наз. кикладскими идолами, а также раннеэлладскими вазами типа "соусников" и раннеминойскими сосудами из цветного камня. "Клад Приама" включает в себя диадемы (оформлявшие либо культовую статую, либо служившие деталью головного убора из ткани или кожи 4), серьги, височные кольца, браслеты, гривны, бусы, выполненные на высоком техническом и художественном уровнях из золота, серебра, бронзы, сердолика и янтаря. Эти находки свидетельствуют не только о высоком уровне изделий, но и об уникальности контактов, отразившихся в технике, материале троянских украшений. По мнению М.Ю. Трейстера, "заимствовав формы украшений  и техники обработки драгоценных металлов  и бронзы из Междуречья, происходившие оттуда мастера создавали местную (в Трое – С.З.) ювелирную школу и центр торевтики. Наряду с ремесленниками среднего уровня ее представляли выдающиеся мастера, создавшие уникальные для своего времени произведения и внесшие заметный вклад в формирование прикладного искусства Греции Малой Азии II тыс. до н.э." 5.

Ещё один яркий пример искусства этого времени – знаменитые кикладские идолы 6.  В рамках изучения кикладской пластики принято выделять следующие периоды:

I раннекикладский (3300-2800 гг. до Р.Х.), II раннекикладский (2800-2300 гг. до Р.Х.), III раннекикладский (2200-1800 гг. до Р.Х.) 7. Наибольшее количество скульптур было создано с 3000 по 2300 гг. до Р.Х. 8 В основном кикладская скульптура выполнялась из местного греческого мрамора, месторождения которого найдены почти на всех о-вах кикладской группы 9. Известны примеры скульптур, изготовленных из терракоты, которые представляют собой  лишь подражания мраморным изделиям. Кроме того, другие материалы, например обсидиан и песчанник, не были широко используемы жителями Киклад 10. Открытые к настоящему времени произведения кикладской скульптуры значительно отличаются по размеру – их высота варьируется от 132 до 110 см. Для изготовления скульптур древние мастера использовали каменные и металлические орудия, в качестве абразивного материала для производства первичных грубых форм, вероятно, использовался наждак 11. Основная часть работы выполнялась каменными орудиями, скорее всего, для придания скульптуре законченной формы использовались орудия из обсидиана. Полировка фигур и придача им мягкого блеска выполнялись с помощью пемзы. Также, по результатам исследований кикладской скульптуры, известно, что большая часть их была расписана (при этом нужно помнить, что расписывались только изображения со сложенным руками). Роспись выполнялась красками синего (для которого использовался измельченный лазурит), красного (изготовленного из киновари), черного или темно-коричневого цветов. Расписывались уже законченные статуэтки, после чего их обжигали в обыкновенных домашних печах 12. Что изображала роспись, существовали ли какие-то общие правила в системе декорировки скульптуры, - всё это до сих пор находится на уровне гипотез.  Большинство ученых считают, что многие их кикладских скульптур были полностью покрыты росписью, что кардинально их отличало от их современного вида. На сегодняшний день установлено, что роспись обозначала контуры глаз (часто миндалевидной, но иногда и просто овальной формы), зрачки, черты лица (в основном губы), волосы, возможно татуировку или украшения, прорисованные в форме расходящихся от шеи к груди прямых линий 13. Краской были подчеркнуты первоначально обозначенные прорезями линии шеи, позвоночника, половые признаки (особенно на женских статуэтках). Вполне возможно, что при построении кикладских образов применялись пропорциональные системы (вплоть до золотого сечения)14, при этом "…фигура каждого идола четко делится на три или четыре части, гармонически уравновешивающих и дополняющих друг друга" 15. Благодаря особенных построениям силуэта, ритма, шел поиск в рамках выработки своеобразной архитектоники скульптурной формы. Как отмечал Б.Р. Виппер, "…оставаясь строго фронтальными, они (кикладские идолы – С.З.), в профиль имеют ломаную, как бы согнутую линию, что придает человеческой фигуре большую динамику и подвижность" 16. В результате рождались образы, которые, хотя и подчас чрезвычайно стилизованны и схематичны, по словам Ю.В. Андреева, "…поражают изысканной четкостью и законченностью силуэта… Своей  гармонической соразмерностью и стройностью эти небольшие фигурки как бы предвосхищали лучшие образцы греческой скульптуры архаического периода…" 17.

Кикладскую скульптуру принято разделять на несколько художественных вариантов, самыми известными из которых являются типы  схематичный, Лурос и Пластирас культуры Гротта-Пелос 18, изображения культуры Керос-Сирос. Схематичный тип культуры Гротта-Пелос представлен фигурами, решенными в формах восьмерки, скрипки. Характерной особенностью этих статуэток является отсутствие четко обозначенной головы, рук. В основном, образ строится  с помощью округлого силуэта, крайне условно обозначающего линии рук и бедер (женская фигура в форме скрипки. Мрамор. Около 3200-2700 гг. до Р.Х. Музей Наксоса). Основная часть статуэток типа Лурос представлена небольшими произведениями (от 6 до 28 см высотой), форма которых становится более проработанной, т.к. добавляются схематические преданные голова, руки, иногда ноги (женская скульптура. Мрамор. Около 2700-2300 гг. до Р.Х. Музей Наксоса). Тип Пластирас представляет собой уникальные произведения, выделяющиеся из всей группы кикладской скульптуры 19. Их основной особенностью являются четко представленные формы человеческого тела с обозначенными ушами, ногами, показанных не слитно друг с другом с выделенными коленными чашечками, акцентированными половыми признаками и кончиками пальцев, которые соприкасаются под грудью. Также  в этом типе становятся проработанными глаза, брови, линии губ и подбородка (женская статуэтка типа Пластирас. Мрамор. Около 3000-2800 г. до Р.Х. Музей Метрополитан).

Культура Керос-Сирос является периодом расцвета кикладской скульптуры. Именно они являются признанными шедеврами крупнейших собраний кикладского искусства во всем мире. В этой культуре активную роль играли контакты с поселениями II раннеминойского периода на о-ве Крит 20, а также на  материковой Греции и с культурами  периодов I и II в районе Трои 21. Вывозимые в Крита скульптуры со сложенными руками копировались местными мастерами и получив в современной науке название "тип Кумаса". С началом культуры Керос-Сирос наиболее распространенным типом скульптуры становиться тип со сложенными руками на груди, основная составляющая которого приходиться на женские статуэтки. Статуэтки этого типа, в основном, располагаются в горизонтальном положении (о чем свидетельствуют вытянутые ступни и соединенные, чуть согнутые в коленях, ноги), а две разновидности этого типа сохраняют следы росписи. Культура Керос-Сирос включает в себя следующие типы скульптуры в рамках типа со сложенными   руками:

1. Тип Капсала (датируется между 2800-2700.гг до Р.Х.). Статуэтки высотой до 30 см. Руки сложены под грудью, при этом правая рука расположена под левой, выпрямленные пальцы рук, обозначенные с помощью прорезей, откинутая назад голова, вытянутые шея и ступни ног. Скульптура этого типа отличается очень мягкими, округлыми, женственными формами (женская статуэтка типа Капсала. Мрамор. Около 2700-2600 гг. до Р.Х. Британский музей).

2. Тип Спедос (ранний – 2700-2500 гг. до Р.Х.; поздний – 2600-2400 гг. до Р.Х.). Скульптура отличается от типа Капсала более геометрическими формами, большим применением прорезей для обозначения тех или иных деталей. Меняется форма головы – с овальной на т. наз. "лирообразную" 22, на которой сохраняются следы росписи и неких узоров. У некоторых скульптур раннего типа Спедос отсутствуют половые признаки, но обозначены нос, миндалевидные глаза, уши, грудь, иногда некий головной убор (в виде диадемы ?). Ранний Спедос отличает тщательность в передаче частей тела, их изящества (женская  фигура раннего типа Скерос. Мрамор.  Выс.  76,5 см. Британский  музей). Поздний Сперос представлен исключительно женскими изображениями (нередко преданных в состоянии беременности), довольно крупными по размеру 23 (до 1 м высотой) 24, без ушей, с грудью довольно высоко расположенной над  уровнем рук, с  плотно сжатыми ногами. В позднем Спедосе мастера вновь  возвращаются к  применению многочисленных прорезей для обозначения частей тела.

3. Тип Докатисмата (2500-2300 гг. до  Р.Х.). В данном типе начинается отход от попытки в  передаче естественных форм, появляются широкие и угловатые плечи,  непропорционально  маленькая верхняя часть туловища, слишком узкие ноги. Скульптуры этого типа  утрачивают изящность форм, фигуры  отличаются невысоким качеством исполнения.

4. Тип Халандриани  (2400-2200 гг.  до Р.Х.) 25. Завершающая стадия в развитии мраморной кикладской скульптуры. Скульптуры этого типа не очень  хорошо  сохранились,  что, вероятно, связано с ухудшением качества  обработки мрамора. Фигуры становятся все более непропорциональными, отсутствует прежняя обработка деталей,  иногда  пальцы рук не изображаются объемно, а просто обозначаются неглубокими линиями на поверхности статуэток. В  изображениях  исчезает симметрия. Как и тип Докатисмата, данный тип изображает приземистые пропорции, положение рук не следуют традиционным правилам (правая рука расположена выше левой или правая рука сложена на животе, а левая расположена по  диагонали между женскими грудями). Как пример  такого изображения  - мраморная женская фигурка,  созданная около 2500-2000 гг. до Р.Х. из Британского музея. Среди образцов  обоих типов  встречаются  мужские   изображения.

Однако фигуры со  сложенными  руками не являлись единственным типом кикладской  скульптуры  в культуре Керос-Сирос. Существовало другие разновидности, которые уже не относились к "каноническому  типу".  Самым ярким   явлением в рамках "неканонической  линии" является группа так называемых жанровых скульптур: арфисты (иногда парные), "флейтисты", сидящие фигуры, групповые фигуры (стоящие рядом  или  одна на голове  другой). Среди изображений музыкантов самыми известными являются скульптуры арфистов из коллекций Национального археологического и Национального музеев в Афинах. Рассмотрим статуэтку в виде арфиста из Национального музея Афин (мрамор, около 2700-2500 гг. до н.э.). Скульптура представляет собой сидящую  на стуле с высокой спинкой фигурку музыканта, играющего на инструменте, напоминающем арфу. Голова овальной формы откинута назад. Великолепно переданы руки, которые перебирают струны арфы. В данных изображениях статуэтки передают не только действие, сколько ещё атмосферу этого действия – игру на ритуальном инструменте. Пластика складывается из простых плавных линий, создающих четкий изящный   силуэт, что завораживает зрителя и с помощью художественных особенностей в построении формы транслирует особый мир кикладской культуры. Мягкий,  изысканный в  своей   простоте   ритм формы как бы  является озвучанием,  музыкой ритма сакрального  действа.

Ещё одной группой в рамках кикладской скульптуры являются сидящие женские статуэтки, коллекция которых хранится в Национальном археологическом музее в Афинах  и  музее Наксоса. В  основном экземпляры из  этих  коллекций связана с группами Капсала  и Спедос. Отличает подобные  образы    великолепная  техника исполнения,  знание  композиции, что создает гармоничные, величественные образы (женская сидящая статуэтка. Мрамор. Около 2700-2600  гг. до Р.Х.  выс. 18  см.  музей  Наксоса; женская сидящая статуэтка. Мрамор. Около 2700-2500  гг. до Р.Х.  музей кикладского  искусства в   Афинах).

Кроме скульптуры кикладское  изобразительное искусство представлено т.  наз.  "сковородами" (кикладская "сковорода" из некрополя Халандриани, 2800-2200 гг. до Р.Х. Национальный музей Афин). Это низкие керамические чаши с   орнаментированным  дном и   с  раздвоенной  ручкой с   подчеркнуто декоративным решением. Интересно орнаментальное   решение, выполненное в углубленном плоском рельефе и построенное  на использовании мотива  спирали,  женских  символов, иногда лодок.  Назначение  этих предметов  неизвестно, но несомненен их  ритуальный  характер (возможно,  использовались заполненными водой, что заменяло покойному зеркало либо, как предполагает Ю.В. Андреев, в них складывались плоды или лепешки, служившие "пищей мертвых" 26). Форма "сковород" обладают некоей незавершенной антропомофностью. По мнению Ю.В. Андреева, "сосуд, оставаясь сосудом, становится вместе с тем и идолом, крайне упрощенным изображением женского божества, причем изображение это создается не только графическими, но и пластическими средствами, поскольку ручка оказывается ногами богини, а ее внутренняя полая часть, вероятно, может понята как чрево" 27.

Изобразительное искусство Крита, кроме подражания кикладским  образцам в скульптуре, представлено  вазописью, переживавшей в этот  период заметный  подъем.  Первую группу раннеминойских расписных сосудов составляют "темные, гладко полированные сосуды с процарапанным, и иногда инкрустированным белой краской  орнаментом. Орнамент состоит из пунктира, прямых линий, треугольников и  располагается  горизонтальными полосами… Уже с этой группе сосудов проявляется свойственное критскому искусству   тяготение  к  органическим и атекноническим формам" 28.  Основные художественные качества этой группы представлены в вазе с резным орнаментом из Палекастро (сер. III тыс. до Р.Х. Гераклион музей).

Другая группа представлена вазами со светлым ангобом 29 и росписью с простейшим орнаментом, выполненным  красной или черной глазурными красками. Исчезают горизонтальные регистры в росписи, "…линии  ложатся теперь вертикальными  или,  ещё охотнее диагональными кривыми вокруг сосуда, подчеркивая таким образом его сферичность…Эта трехмерная тенденция орнамента,  связанная с вращательным движением, составляет новый принцип критской керамики" 30.  Орнамент подчеркивает, обнажает саму форму сосуда (расписной сосуд из Агиоес Онуфриос, около 2600-2300 гг. до Р.Х. Гераклион музей). Также изготовлялись сосуды из цветного камня (найдены в основном на о-ве Мохмос), в системе оформления которых прослеживались качества, близкие по композиции росписи второй группе сосудов. По замечанию Б.Р. Виппера, "в одном из каменных сосудов цветные слои использованы таким образом, что ложатся косо к вертикальной оси сосуда, создавая иллюзию его непрерывного вращения" 31.

Самая оригинальная группа раннеминойской керамики – третья, названная по-английски "mottled ware" (пятнистая керамика), или иногда используется в качестве названия стиля росписи этих сосудов "Василики". Роспись в сосудах этой группы  использует узор в виде затеков, выполненный "…из темно-красных, почти черных, пятен по светлому фону" 32, линейного орнамента нет. Главное впечатление складывается в результате того, что "игра этих как будто произвольно растекающихся и переливающихся пятен краски  достигнута искусным использованием дефектов обжига и производит удивительно живописное впечатление"33. В качестве примера этой группы керамики выступает сосуд  с длинным носиком из Василики (около 2500-2400 гг. до Р.Х. Гераклион музей).


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру