История первобытного искусства (часть I)

История первобытного искусства (часть I)

Периодизация (здесь и далее периодизация приводится согласно доминирующим на сегодняшний день в науке представлениям о времени существования вселенной (ред.))

Верхний палеолит 37-7 тыс. лет до н. э.

Мезолит 10-6 тыс. лет(8-4 тыс. лет) до н. э.

Неолит 7-4 тыс. до н. э.

Вопрос о происхождении искусства

Время создания первых произведений искусства весьма относительно. Да и с какой долей определённости можно говорить об искусстве в доцивилизационные времена? Первые изображения встречаются около 35 тыс. лет до нашей эры- насечки на кости и камне в период перегордийской культуры.

Искусство эпохи палеолита

Периодизация Верхнего палеолита Западной Европы:

I Перегордийская культура-37-29 тыс. лет до н. э.

II Ориньякская культура-30-24 тыс. лет до н. э.

III Солютрейская культура-24-19 тыс. лет до н. э.

IV Мадленская культура-20-7 тыс. лет до н. э.

Европейская часть России:

I Стрелецкая культура (Стрелецкая II)

II Костенковская культура (Костенки 13, 14, 18)

III Городецкая культура

IV Молодовская культура (Молодовь I)

К числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся натуралистические изображения- оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами(т. н. "макароны" и "меандры"). Вопрос о происхождении искусства П. А. Куценков формулирует таким образом: "Зачем понадобилось человеку создавать изображения и почему он упорно продолжает этим заниматься в течение по меньшей мере 30 тыс. лет?"

Палеолитическое искусство остаётся загадкой до сих пор. И причины его зарождения в период Верхнего палеолита до сих пор порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

1)  Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.

2)  Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине. В этой связи мы можем провести параллель с концепцией бессознательного в искусстве, которая развивалась в учении Фрейда и главных течениях двадцатого века, в частности, в сюрреализме и ташизме.

3)  Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование(осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов "освобождается" время для профессиональных занятий творчеством.

4)  Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, "обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями".

5)  Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями(тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер. Для справок: Тотем- животное или растение, являющееся мифическим представителем, покровительствующим данному роду.

Фетиш-природный или специально изготовленный предмет, которому придаётся сверхъестественная сила.

Анимизм(от лат. Anima, animus-душа, дух)- вера в существование духов, присущая первобытной религии и язычеству.

Магия- система обрядов, связанная с верой в сверхъестественную способность человека(колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

6)  Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое(идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.

7)  Искусство раннего периода можно воспринимать "не более, чем отметины животных, сделанные человеческим способом". Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения(или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур. Знаки верхнего палеолита появились до возникновения значений. Нам сложно представить, что когда-то человечество могло существовать вне смысла и значения. В таком случае искусство первобытности соотносится с явлением, имевшим место в цивилизованном обществе первой половины XX века- авангардом. Он также воспринимается вне смысла и значения. Супрематические комбинации Малевича могут стать понятными только в случае их "дешифровки" самим маэстро или аудиторией "посвящённых". Только тогда они приобретают привязку к реальности, а до интерпретации они как бы пребывают в особом пространстве и содержащаяся в них информация закрыта для зрителя.

8)  Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т. е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации(инициация-обряд посвящения, через который проходят все члены племени первобытного или традиционного общества, достигшие определённого возраста. Как правило, инициация подразумевает серьёзные физические испытания, сопровождающиеся религиозными церемониями. В результате прошедший все испытания становится полноправным членом племени).

Все перечисленные нами версии о происхождении искусства пытаются отразить реальный процесс, протекавший ни много ни мало- 30 тысяч лет назад, и потому ни одна из этих версий не может считаться истинной- слишком большой промежуток времени отделяет нас от эпохи Верхнего палеолита. Если нам когда- нибудь удастся приблизиться к пониманию изображений первобытного искусства и правил, по которым они созданы, то, возможно, нам удастся ответить на вопрос, зачем оно было нужно тогда и сейчас, и что есть искусство вообще. Согласно определению, предложенному Энциклопедическим словарём, понятие "искусство" обозначает особый способ познания и освоения действительности и духовного мира человеком. Созданные художественные образы являются специфической формой отражения действительности. Однако творческая личность может создавать не только произведения, духовно и эстетически обогащающие человека. но и произведения, уродующие духовный мир личности, возбуждающие низменные чувства. Мы осваиваем всё новые и новые виды искусства(компьютерная графика) и осваиваем новые пространства, создавая виртуальный мир. Традиционным видам изобразительного искусства приходится потесниться. Иногда мы даже затрудняемся ответить на вопрос, а является ли искусством сожженная скрипка Армана, перформанс "Шестнадцать верёвок" Ильи Кабакова, или "Чёрный квадрат на белом фоне" Казимира Малевича. В конце концов все эти произведения являются звеньями одной цепи- познания человеком окружающей современной ему действительности и дальнейшего освоения созданного в эпоху Верхнего палеолита визуального пространства.

В настоящее время современная массовая культура, мода, искусство черпают вдохновение из рассматриваемой нами глубокой древности и культуры традиционных обществ. Навязчиво- яркий, запоминающийся образ- символ в рекламе(как первобытная идеограмма), или образ как запрограмированное действие в художественных фильмах, "первобытные" набедренные повязки(мини- юбки) и одежды, имитирующие "сшитость из шкур", бьющий "ниже пояса" ритм там- тама на дискотеках, дурманящие зелья, "культ динозавров и скелетов", всевозможных фетишей пренебрежение к нормативной, "высокохудожественной" лексике, возврат к междометьям и первой знаковой системе... Короче говоря, современное общество, не подозревая того, приближается к своим собратьям из Верхнего палеолита, а вместе с тем, возможно, и к новому уровню истолкования оставленной нашими предками визуальной информации. В конце концов многие наши привычки, приметы и характер поведения уходят в глубокую древность. Наша память о древности, сохранившаяся на подсознательном уровне, всё ещё жива и готова преподнести нам весьма неожиданные сюрпризы. "Первобытная" вера в сглаз и порчу, Зачастую чрезмерное пристрастие к "ритуальной" косметике и "магическим" мазям... Примеров можно привести огромное количество. Глубинные напластования эпохи палеолита хранят и произведения народного эпоса. Снятием этих напластований преимущественно в эпической и сказочной литературе занимались Пропп и Рыбаков.

Часто первобытного художника сравнивают с ребёнком или авангардистом: то же пренебрежение общепризнанными канонами и правилами, та же абстрагированность от действительности. Правда, период Верхнего палеолита, если не считать "первобытные макароны" и оттиски рук, отличают как раз довольно конкретные, полновесные образы в духе живописных гигантов из пещеры Ляско. Считается, что в этот период человек ещё не обладал абстрактным мышлением, поэтому приведённые выше сравнения более преемлемы для мезолита и неолита.

Следует отметить, что рассматриваемые нами памятники имеют весьма относительную датировку. Безусловно, из них можно быстренько скомпоновать хронологический ряд и сделать выводы о преемственности поколений и эволюции стиля, можно даже выявить "школу". Но нужно ли это делать? Каждая пещера в те далёкие времена была Вселенной, обособленным миром, и не было, как в средневековой Европе "бродячей" артели мастеров, которая всюду путешествовала и оказывала на всех влияние. Может быть поэтому так и нужно воспринимать искусство палеолита- разрозненные самостоятельные памятники, с весьма условными датами и различной стилистикой. В силу нашего современного менталитета, нам трудно в это поверить, ведь привыкли мы все всё раскладывать по периодам, искать везде эволюцию стиля. Когда мы имеем дело с первобытным хаосом без точных дат, нам становится не по себе, хочется защититься цифрами и хоть какой- нибудь систематизацией. В этой связи изображения Верхнего палеолита можно поделить на следующие виды:

I Первобытные рельефы

II Скульптура(резьба по камню и кости)

III Гравировка на камне и кости 

IV Живопись("монументальная", та, что украшает стены и своды пещер и "фрагментарная"-нанесённая на отдельные камни).

I Создавая "высокие" рельефы(горельеф), первобытный человек часто использует естественные выступы на стенах пещер, как, например, в рельефе "Бизон" из испанской пещеры Кастильо. На левой стене пещеры Ласко в технике углублённого рельефа процарапана необычайно выразительная голова лошади(период Мадлен), а в пещере Леванзо находится изображение бизона, в настоящий момент частично скрытое под сталагмитными отложениями. Позднее техника процарапанного рельефа будет развиваться в Древнем Египте. Рельефы бывают не только нанесены на стены пещер, они могут украшать и орудия людей. Одним из таких изделий является копьеметалка с фигуркой птицы(период Мадлен, Музей Сен Жермен, Франция). Наряду с зооморфными рельефами узнаваемы и изображения людей. Предположительно женское и мужское изображения(барельефы) из Лосселя находятся в музее Бордо. Создание рельефа- более трудоёмкое занятие, нежели живопись, к тому же эта тяжёлая физическая работа ведётся на неровной поверхности. Согласно легенде, первые живописные изображения возникли из абриса силуэта. Возможно, это относится и к рельефу. Внедряясь в камень, первобытный мастер впервые совершает попытку создания иллюзии не только двухмерного(живопись) , но и трёхмерного пространства стены, раздвигая её естественные границы. Кто эти животные и люди на рельефах - реальные, выхваченные из жизни существа или боги и тотемы- покровители данного племени? Скорее всего рельефы имели свой изначальный, естественный цвет, поскольку, как свидетельствует сохранившаяся живопись, краски были достаточно прочны и не могли на этих изделиях исчезнуть бесследно.

II Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. "палеолитическая венера" из Виллендорфа(около 30тыс. лет до н. э.). Насколько это первое изваяние связано с действительностью- судить сложно. Трудно поверить, что это существо с огромной, гипертрофированной нижней частью и отвисшей от постоянного кормления грудью являлось для людей того времени эталоном прекрасного. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство венер того времени можно назвать безликими. Вопрос об отсутствии черт лица в первобытной скульптуре актуален и для народного творчества, также восходящего к заре человечества. У народной игрушки в её классическом истолковании лицо тоже отсутствовало. Скорее всего, это отражает особое отношение к статуэтке: она воспринималась как материальное воплощение божества или самого человека- проекцией его двойника. Если наделить её портретными чертами, то она может стать лёгкой добычей злых духов и напустить порчу на своего хозяина и на весь его род. Чем ближе к концу Верхнего палеолита, тем больше венеры начинали соответствовать нормальным человеческим пропорциям, как, например, савиньянская венера из Италии. Если говорить современным искусствоведческим языком, то венера из Виллендорфа породила целый ряд подражаний в разных регионах Евразии. Изоляция небольших групп людей друг от друга была настолько велика, что говорить о влияниях, стилях и школах просто бессмысленно. Тем не менее, аналогичных венер можно назвать очень много: венеры из Долни Вестонице, Мальты. Гагарино, Авдеево. Разный климат породил "северную" редакцию типологии виллендорфских венер- венеру из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в "модный" и практичный меховой комбинезон. Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны. Это глина и зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром. Первые изделия из глины найдены на самой большой стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия). Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики. Кроме глины использовался, также, лёгкий в обработке стеатит, и кальцит, и, наконец, кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских (или мужских) голов из Брассемпуи(ориньякский период, Франция, музей Сен- Жермен). Предполагается, что эта голова с декоративной стилизацией причёски является фрагментом утраченной ныне древней венеры.  Упоминаемая нами голова также лишена черт лица. Герои первобытного искусства пока не обрели лиц, обладая известной долей условности, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов. Эти первые вещи нельзя назвать примитивами, напротив, они демонстрируют виртуозное владение материалом и реальное отношение к действительности. Начиная с этого момента человечество начинает ориентироваться в трёхмерном пространстве, в пространстве, где позже создаются шедевры круглой скульптуры. Показательно, что первым произведением первобытной пластики стала именно круглая скульптура.

III Искусство резьбы по кости- излюбленное занятие народов современного Севера и по сей день. Зародилось оно тоже тогда, в эпоху палеолита. Знаменитым изображением на костяной пластинке, относящимся к эпохе Мадлен, стала так называемая "Переправа оленей через реку"(Франция, музей Сен- Жермен). Фризообразная композиция представляет собой происходящее событие в "поперечном" разрезе: показан вид оленей "со стороны", как будто бы мастер сам забрался в реку и плывёт на некотором расстоянии от этих животных. вместе с ними показан и косяк рыбы, причём изображения этих рыб можно назвать "рентгеновскими", поскольку отчётливо виден их костяк. Головы рыб касаются туловищ оленей, их ритмическое чередование позволяет воспринимать эту композицию как орнамент, первый орнамент, где реальный мир предстаёт перед нами отчётливо и зримо. Он пока ещё лишён декоративной стилизации последующего времени. Первобытный художник не проявляет здесь склонности к абстрактному обобщению материала.

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру