Традиции старообрядческого церковного пения. Унисон

В храмах Поволжья, Москвы, Новосибирска, Клинцов, Гомеля в пении доминирует унисон, или монодия. Особенно чисто поют в Костроме, Нижнем Новгороде, Казани. Чистая монодия звучала в Кисловодской общине, так как в 1980-е годы там руководили пением новосибирские певцы.

В этих храмах если и встречаются случаи расхождения голосов в терцию, то они носят, скорее, случайный характер, бывают только на проходящих звуках, перед опорными. Они улавливаются на слух прихожанами и строго осуждаются руководителями хоров. Удвоение напева в терцию называется у старообрядцев "вторить", "делать втору". Если же из-за кого-то возникают другие, диссонирующие интервалы, тогда говорят, что это "нечистое, нестройное пение".

В воспоминаниях Ивана Алексеевича Сергеева, во время спевок, проводимых в Стрельниковском хоре в 1920-1930-е годы, уже шла речь о том, что учительница следила за чистотой одноголосия, за тем, чтобы все голоса сливались в один голос.

В других же общинах дело обстояло несколько иначе. В Иванове фрагменты напева, удвоенные в терцию, встречались достаточно часто. Певцы так и заявляли, что это "давно заведено". Они осознавали эти отступления от унисона. В Грачах певческие традиции вообще находятся в упадке, поэтому местным певцам трудно дать оценку собственно пению. Зоя Илларионовна Мелихова объясняла, как могла: "Ну, как там... По-разному. Кто умеет, кто вообще стороной идет, даже с нами не ладит. У нас раньше был батюшка Петро, старший, не этот — Хрусталев. Он, бывало, скажет так, когда у нас священник был другой, а он приезжал: "Не трогайте. Вы подделывайтесь под них". Чтоб священник под нас подделывался — нас много, а он один".

В Кисловодске руководившие хором общины певцы из Новосибирска тоже жаловались на местных прихожан: "На Пасху — с подголоском (пели местные певцы. — Н. Д.)". В Вилково, записывая богослужения в престольный праздник вешнего Николы, я не услышал в пении чистой монодии. Правда, однозначные выводы пока преждевременны, тем более, что записи осуществлялись в престольный праздник. В хоре на обоих клиросах было много гостей из других приходов, а также детей открывшейся при храме воскресной школы, еще не умеющих петь. Терцовые удвоения в напевах здесь все-таки фрагментарны. Причем слышно, что поют так отдельные певцы с очень сильными голосами и притом — осознанно. Возможно, они считают, что тем самым украшают службу, которую возглавлял к тому же митрополит Алимпий с большим числом священников. Помимо всего прочего, часто вилковское пение бывает просто "нечистым". После праздника, обсуждая эту тему с руководителями хоров, я услышал следующее. Руководитель правого клироса Федор Иоакимович Изотов: "Не всегда (бывает "нечистое" пение. — Н. Д.). Если свои певцы... О! В один голос! И особенно — на середку выдем, только махнул указкой, и уже все знают. А сейчас видите — то один с Муравлевки, другой..." Василий Иеремеевич Карасев, руководитель клироса другого Вилковского прихода: "Они сами от себя это ("вторы". — Н. Д.) делают. Некоторые обладают такими голосами... выделяющимися... Анна, вот. Некоторые говорят: "Это прекрасно", а другие, слышал... с упреком. Да, раньше тоже выделялись голоса (при покойном опытном певце С. Рязанове. — Н. Д.). Вот сейчас начни говорить, где какой голос... Так ведь надо же заниматься этим делом, чтоб люди были, чтобы отточенность была в пении".

Некрасовцы в беседах уверяют, что исполнение у них одноголосное. Действительно, в ряде песнопений, особенно на ектениях — "Господи помилуй", они поют в унисон. На пении же стихир (когда идет силлабическое гласовое пение), ирмосов — стабильно присутствует многоголосие. В основе своей это "вторы". Иное дело в исполнении песнопений мелизматического склада, например — в Херувимской, песнопениях Евхаристии и др. Здесь многоголосные фрагменты более развернуты — это уже не "вторы", а фактически пучок голосов. На структурно значимых, опорных звуках певцы сходятся в унисон. Все это поется наизусть, что свидетельствует о сугубо местной традиции. Однако достоверно выяснить эту удивительную особенность исполнения некрасовцев можно будет только после проведения многоканальной записи и ее расшифровки. При этом следует сказать, что с некрасовцами не может петь ни один певец из другого хора.

Аналогичного изучения требует и пение общины из села Куничи. Из всех обследованных приходов это место — одно из наиболее своеобразных. Первое, на что обращаешь внимание, когда попадаешь к ним в храм, — отсутствие чистого унисона в исполнении. "Не было этой строгости. Давно, ну, сколько лет, когда я был уставщиком, тогда в хоре было сорок человек", — объясняет настоятель отец Иван. Как видно, после 1940 года московское воздействие относительно строгой монодии не коснулось пения в общине села Куничи. И при владыке Иосифе, вставшем во главе епархии после войны, пение здесь продолжало оставаться многоголосным, даже когда хор исполнял на одной высоте слово "Аминь". Но многоголосие здесь необычное. Никто из певцов не подчеркивает, что он поет первым или вторым голосом. Для всех пение одно — в один голос. Нет разделения на тех, кто поет напев, и тех, кто вторит, то есть удваивает его в терцию. Версия напева слышна очень четко. Все напевы типологически сходны с напевами, бытующими в других общинах. Поэтому в хоре может участвовать любой старообрядческий певец — либо из своего прихода, либо из других мест.

В заключение следует подчеркнуть, что сами старообрядческие певцы во всех общинах говорят о том, что пение должно быть только в один голос, и поют они тоже в один голос.

В старообрядческом пении монодия представлена также октавным дублированием. В одних общинах женские голоса дублируются мужскими голосами (в Стрельниково, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани, Кисловодске). В других, как правило, дублировка возникает внутри либо женского, либо мужского пения. Особенно заметна она в женском хоре, когда одни певицы поют как бы академическими, а другие — народными голосами (в Дворищах, Иванове, Москве, в меньшей степени, в Гомеле, Вилково). Весьма существенный отпечаток накладывает на звучание тембровая окраска голосов. В результате возникает эффект кажущейся дублировки, что подтверждает расшифровка фонограмм: на самом деле голоса звучат в унисон, но разнятся по окраске, по тембру. Но именно последнее качество более всего и создает локальный колорит пения в той или иной общине, например, в Москве, Костроме, Куничах. У московских певиц, особенно на правом клиросе, приняты голоса с достаточно резким, ярким, металлическим тембром; у костромичей, наоборот, ценятся приглушенные бархатные голоса, а в Куничах - звонкое, близкое народной манере исполнение.

В старообрядчестве повсеместно встречаются влияния поздней церковной музыкальной культуры. Заключаются они в следующем. В определенных фрагментах напева целотонные мелодические ходы заменяются вводнотоновыми. (Вводнотоновые мелодические ходы не надо путать с имеющими место модуляциями, встречающимися в отдельных песнопениях у старообрядцев (напр., в песнопениях: "Святый Боже", "Приидите поклонимся", на "Аллилуйя" после чтения Апостола и др.), как архаичное остаточное явление византийской певческой культуры). В большей степени это характерно для городских общин, где есть грамотные певцы и, казалось бы, должно быть более правильное пение: в Москве, Костроме, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Клинцах, Гомеле. (В записях Морозовского хора на пластинках, выпущенных в начале XX века, вводнотоновость также стабильно присутствует. Очевидно, уже в начале прошлого века это было распространенным явлением в старообрядчестве. Динамика исполнения у морозовцев всегда ровная). В меньшей степени это свойственно сельским приходам, местам, где доминирует пение не книжное, а устное: в Дворищах, Куничах, — и не замечено у некрасовцев.

Другим признаком влияния поздней культуры можно считать динамическую нюансировку (что обнаружилось в пении старообрядцев в 1970-1980-е годы). В пении стрельниковцев она ограничивается только припевами после 8-й песни на каноне, когда поют "Честнейшую". Левый, женский клирос исполняет их несколько тише, чем смешанный правый, но ровно. А вот в Нижнем Новгороде, а от них и в Казани и почему-то в Вилкове, динамические изменения наблюдаются внутри песнопений. Например, нарастание громкости в Великом славословии или особое выделение на "форте" некоторых слов при исполнении "Верую".

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру