Традиции старообрядческого церковного пения. Хоры

В настоящее время у старообрядцев приняты смешанные хоры. Женское пение стало вводиться в храмах в начале XX века, и это сопровождалось рядом сложностей. Вопрос выносился для обсуждения на Освященные Соборы епископов. По нему много спорили, прежде чем принять решение о допустимости женских голосов в храмах (см. об этом на страницах старообрядческой прессы 1908-1911 гг.). Сейчас в российских приходах это стало обычным явлением. В Стрельниковской и Костромской общинах, по установленной традиции, левые клиросы — только женские.

В Казани старейшие прихожане помнят, как вводилось женское пение. Разрешили его в 1909-1910 годах. Из рассказа певиц, сестер Налимовых я узнал, что вначале женщины пели только "Приидите поклонимся" и "Достойно". "Хор был большой, на два клироса также пели. Женский был на левом, а правый — мужской. Я сама припоминаю, как водила мама нас в церковь. Мы проходили на левый клирос. На правом только мужчины пели. Женщин не было. Не было нужды и не допускали, значит".

В Стрельниковской общине женское пение утвердилось с открытием школы в начале XX века, и возражений этому в приходе не было. Иная картина складывалась на юге.

Кисловодск. "Прихожан было много. Храмы были полны людей. Пели только мужчины", — вспоминала довоенное время Епистимия Палладиевна Журавлева.

Грачи. "Конечно, тут было мужиков много. Да, у нас мужики были грамотные. Читали, пели мужики. Женщин не было, да и не приглашали. Да и не умели почти никто. Вот на правом клиросе Филипп Николаевич, не помню уже его фамилию, он был очень грамотный", — так описывала Зоя Илларионовна Мелихова ситуацию 1950-1960-х годов. Сейчас в общине поет смешанный хор.

Куничи. Как рассказывает настоятель отец Иван: "Пели мужчины. А женщины — это уже при мне, при памяти Владыки Иосифа Московского [прим. 3.1]. Женщин не было. А он, когда приехал первый раз в Кишинев и в Куничу, сюда, говорит: "Надо женщин приучать". Потому что там уже в России... а у нас не принято было. Ну, давай подучим. Вот, отец Софроний Череватов, он у нас в Кишиневе сейчас больной. Он взялся учить. Я был тогда дьяком. Учили, начали девчат подучать и на клирос поставили их. И — новое... Такие недовольства были! Вот мужчины, старики, не шли по году в церковь... "И что завели? Ну, если бы мы видели? Ну, нету же его" (то есть не было женского пения. — Н. Д.). Вот даже сосед, здесь живет, борода была вот такая (показывает. — Н. Д.), год не ходил в церковь, а потом пришел. Ну, недовольство большое было, как сказать в деревне. А потом уже привыкли, привыкли и вот осталося, Вы сами видите".

Вилково. Здесь, после войны, тот же владыка Иосиф вводил женское пение, так как приходы Одесской области и Молдавии составляли тогда единую епархию. Федор Иоакимович Изотов, руководитель правого клироса, рассказывал в 1991 году: "Это было в 1931-1932 гг. Раньше клироса набиты были. Женщин тогда не было на клиросах. Боже сохрани! Были ребята, маленькие подростки". В настоящее время в общине смешанный хор.

Новопокровский. Здесь пение до сих пор мужское. Женщины имеют право подпевать только один раз на службе, на всенощной на литии, допускаются также к чтению. Аналогичную картину в беглопоповских храмах Румынии описывает отец Полиект Ефимов: "Мужское (пение. — Н. Д.), нима (нет — Н. Д.) женщин. Раньше по сорок-пятьдесят человек на одном клиросе только было".

Казаки-некрасовцы твердо придерживаются традиций исключительно мужского пения. Женщины у них молятся на службе в задней части храма, могут подпевать хору, стоя на своем месте. Когда начинаешь об этом разговор, казаки несколько смущаются, не желают говорить — почему до сих пор не позволяется петь женщинам на клиросе? Находятся всякого рода оправдания, не совсем, правда, убедительные. Отец Феофан (Бургун-Маджары):

— Не разрешается фактически Уставом. Должны все петь в одном месте певцы, если по Уставу. Ну, там они кое-когда подпевают.

— На клирос Вы разрешаете им приходить?

—  Почему, я  разрешаю. Я разрешал, даже просил, чтобы они пришли. Они говорят: "Батюшка, да мы стесняемся". Так они и не пришли, и осталось это. А подпевать, они подпевают.

Отец Кондрат Шкодрин (пос. Новокумский):

— Они же (женщины. — Н. Д.) неграмотные (из-за этого якобы не стоят на клиросе. — Н. Д.).

Заканчивая разговор о южных приходах, необходимо учитывать то, что здесь была иная демографическая ситуация. Казаков-некрасовцев, жителей хутора Новопокровский (большую их часть) война миновала. Кроме того, ни они, ни прихожане в Вилкове и Куничах не пережили тех масштабов антирелигиозной пропаганды, которая велась в 1920-1930-е годы в СССР.

В конце 1980-х годов прошлого века в российских общинах стала появляться новая тенденция — создавать мужские хоры или петь только мужским составом. Так, например, в Казани существует мужской клирос. В Нижнем Новгороде Великое славословие в праздники поется исключительно мужской частью хора, и это закрепляется как традиция. (Именно мужским составом Нижегородский хор выезжал на международные фестивали Православной музыки в Минск и Хайновку (в Польше) в 2002 году, где стал лауреатом. Руководителем хора является головщик Алексей Шашков.). В Москве на праздничном богослужении в честь 1000-летия Крещения Руси на левом клиросе пел мужской состав. Тогда же на вечере духовной музыки ряд песнопений исполнял хор старообрядческого духовенства и т. д. У знатоков из среды старообрядцев эта тенденция научно аргументируется. Интересуясь историей богослужебного певческого искусства, они узнают о господстве мужского пения в прошлом и хотят возродить его у себя в храмах.

В общинах Австралии и США хоры также смешанные.

Примечание:

[ 3.1 ]  Владыка Иосиф, в миру Иван Моржаков. После Великой Отечественной войны был назначен епископом Кишиневским. С 1961 по 1970 гг. являлся старообрядческим архиепископом Московским и всея Руси. Один из самых авторитетных иерархов с истории Старообрядческой Церкви XX века. [27, с. 123-124].

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру