Традиции старообрядческого церковного пения. Введение

В настоящее время в нашей стране (с 1991 года — в странах СНГ) действует более 250 общин белокриницкого согласия и около 90 общин беглопоповского согласия [прим. 1.1]. В 1980-е годы XX века, когда моя работа в Стрельниковской общине только началась, в стране было 126 общин белокриницкого согласия и 13 общин беглопоповцев [прим. 1.2]. В указанное число общин не входят села с компактным проживанием старообрядцев того или иного направления, хотя в них люди также собираются на моления и, как правило, периодически обслуживаются священником близлежащего прихода. Предметом моего изучения являлись регулярно действующие общины с населением, целиком придерживающимся традиций древнего Православия, представляющие в этой связи качественно иное явление.

В процессе многолетней экспедиционной работы сформировались основные методические принципы собирания и изучения материала. Не буду их заново подробно излагать (См. об этом, Список литературы: [6, 9, 11, 15, 16]). Остановлюсь только на следующем. Для того чтобы давать оценку особенностям старообрядческого богослужения, нужна длительная практика, глубокое освоение различных аспектов исследуемой традиции. За годы работы мне пришлось ознакомиться почти со всеми видами церковных богослужений, чинов и обрядов в старообрядчестве. Среди них: всенощное бдение, Литургии — Иоанна Златоустого, Василия Великого (Великим постом), Литургии в будничные дни и в праздники, возглавляемые священником и архиереем. Довелось мне присутствовать и на совершении Таинств: крещения с миропомазанием, венчания, елеосвящения, хиротонии (диаконов, священников, епископов, архиепископа и митрополита); а также чинов: соборного архиерейского облачения, освящения воды, крестных ходов в Великую субботу, на Пасху, в престольные праздники, освящения храмов, отпевания (мирян, иноков, священников, епископа, митрополита) и т. д. Интересно было наблюдать за совершением богослужений в один и тот же праздник из года в год или спустя несколько лет. Так, с 1979 года в Рогожской общине Москвы я присутствовал на службах Страстной седмицы, на Пасху, в неделю Жен-мироносиц, на Покров и др. Неоднократно записывал службы в престольные праздники вешнего Николы в Вилково, Преображения — в Клинцах. При многократном посещении приходов в Стрельникове, Дворищах, Костроме, Гомеле, у казаков-некрасовцев в Ставрополье я сравнивал рядовые, праздничные, великопостные богослужения. В хутор Новопокровский специально ездил летом (когда там раздельно служат всенощную — вечером, а Литургию утром), осенью и зимой, в праздник Воздвижения и на Рождество (когда всенощная начинается в час ночи и сразу, без перерыва за ней идет Литургия). Интересно было сравнить особенности совершения богослужений в одни и те же праздники в разных местах: Преображения — в Клинцах, Бургун-Маджарах у некрасовцев, в хуторе Новопокровский, Килие; Троицы — в Москве, Стрельникове, Куничах; Успения — в Москве, в поселке Новокумский у некрасовцев.

Таким образом, разными путями шел я к изучению особенностей церковно-богослужебной жизни общин и на собственном опыте убеждался в том, что, с одной стороны, Старообрядческая Церковь едина, с другой, что она многолика, а главное — что она "живая", не "застывшая". Многолетние наблюдения показали, что Старообрядческая Церковь в настоящее время достаточно сильно разнится с Русской Православной Церковью в совершении многих чинов и обрядов.

Действующие общины, конечно, разные. Они отличаются по времени возникновения, численности и составу прихожан, по сохранившимся в них певческим и богослужебным традициям. Одни из них древние, на протяжении всей истории старообрядчества в них не прерывалась богослужебная практика; другие возникли позднее, после императорских Указов 1905 года, некоторые стали возрождаться непосредственно в последнее десятилетие XX века, в связи с изменившейся обстановкой в России.

Старообрядческая Церковь имеет культуру профессиональную, культуру письменную. В типологическом отношении она едина. Тем не менее, разные исторически сложившиеся регионы имеют свои особенности. Конечно, эти отличия не нарушают типологического единства самого материала, не сопоставимы с местными отличиями в фольклорном материале, хотя локальная специфика все-таки есть.

Изучение певческой культуры старообрядчества невозможно в полном отрыве от других сторон жизни приходов, как от церковно-богослужебной, так и от традиций общинной жизни вне службы. Порой это бывает настолько взаимосвязано, что только с учетом всех факторов можно полноценно изучить материал, выявить его специфические особенности в конкретной среде бытования.

Степень знакомства с общинами за годы моей работы была разной. В одних приходах проходило их подробное изучение, в других дело ограничивалось только ознакомлением.

Подробное изучение предполагает длительное пребывание в общине, присутствие на разных богослужениях, неоднократное посещение общины (в том числе на протяжении нескольких лет), проведение повторных записей, прослушивание фонограмм самими певцами с их комментариями, ознакомление с историей общины и певческими традициями по письменным певческим источникам, воспоминаниям прихожан и т. д.

Ознакомление ограничивается однократным посещением общины, присутствием на богослужениях, в других случаях — однократной записью, прослушиванием фонограмм пения, сделанных другими собирателями или самими прихожанами, беседами или перепиской с певцами (без посещения общины), записью пения в исполнении отдельных носителей культуры (опять же без посещения прихода) и т. д.

Общины, ставшие предметом подробного изучения автора на протяжении 1981-2004 гг. (Большинство из них является общинами белокриницкого согласия (общины беглопоповского согласия указываются в скобках). Аналогично строится и список в отношении общин, в которых не было подробного изучения певческих традиций, а было лишь ознакомление с ними):

Поволжье. Костромская область: с. Стрельниково, с. Дворищи, г. Кострома; г. Иваново; г. Казань.

Москва. Рогожская община.

Юго-западная часть России. Брянская область: г. Клинцы, г. Новозыбков (община беглопоповского согласия); г. Гомель.

Юг. Волгоградская область: Хутор Грачи; Ставропольский край: г. Кисловодск, пос. Новокумский, пос. Бургун-Маджары; Краснодарский край: хутор Новопокровский, г. Приморско-Ахтарск (общины беглопоповского согласия); Одесская область: г. Вилково; Молдова: с. Куничи.

Ознакомление с певческими традициями состоялось в следующих общинах:

с. Дурасово (Костромской области), г. Нижнего Новгорода, г. Новосибирска, г. Москвы (община беглопоповского согласия), г. Новозыбкова Брянской области, с. Добрянка Черниговской области, с. Белая Криница Черновицкой области Украины, г. Килии Одесской области Украины, хутора Новонекрасовский Краснодарского края, Тирасполя и Бендер в Приднестровской Молдове.

Кроме этого мне удалось прослушать записи богослужебного пения, а также общаться с прихожанами общин: г. Калуги, г. Боровска Калужской области, Татарстана (общины беспоповцев), Краснодарского края, г. Сиднея (Австралия), Румынии, Бразилии (общины беспоповцев), пос. Николаевска (США) и ряда других мест.

Непременным условием сохранения и продолжения традиций богослужебно-общинной жизни у старообрядцев является живая связь поколений. Все начинается с детства и передается, как говорится, с "молоком матери". С четырех лет ребенок соблюдает посты, вместе со взрослыми ходит в храм, выстаивает длинные службы, осеняет себя крестным знамением так, как его учат.

Каждый приходящий в старообрядческий храм и присутствующий на богослужениях, даже посторонний человек, понимает и видит, что в нем нет просто зрителей. Все прихожане — соучастники некоего единого действа. Они должны быть грамотны, знать порядок службы. В строго определенные моменты необходимо осенять себя крестным знамением, опускать голову (на чтении ексапсалмов, чтении Апостола и Евангелия и т. д.), делать поклоны (в одних случаях поясные, в других — земные), по определенному правилу входить в храм, совершать Начал, то есть определенное правило, включающее молитвы с поклонами, после этого поклониться на все стороны молящимся. По определенному чину происходит прикладывание к иконе (то есть целование иконы). Верующие благоговейно идут к ней рядами по два человека, подходя, делают два земных поклона, затем, осеняя себя крестным знамением, целуют на иконе определенное место, которое указывает свечкой стоящий рядом священник или прихожанин. Затем делается еще один земной поклон. Потом они кланяются священнику и друг другу. Прикладываются к иконе старообрядцы только в день праздника, которому соответствует икона. Не разрешается ходить по храму и прикладываться к иконам по своему желанию. В храме молящиеся стоят ровными рядами. Отсутствуют шум и разговоры. Руки должны быть сложены крестообразно. На левой руке необходимо иметь лестовку, то есть четки. Во время полиелеоса — самой торжественной части всенощной службы — все в руках держат горящие свечи.

Само старообрядческое богослужение поражает своей чинностью, особым размеренным темпом. Пение и чтение в нем равноправны. Помимо этого, службу украшают и выполненные в древних традициях иконы, восковые свечи, свечи и лампады на паникадилах (использовать на них электрические лампочки у старообрядцев запрещено), так что на всенощных царит полумрак, способствующий сосредоточенному вниманию молящихся. Чинность добавляется и особенностями служения духовенства. Обращают на себя внимание древние формы облачений (у архиереев), иноческой одежды. Саккос у архиерея длинный, митра по форме ровная, с опушкой из овчины, волосы должны быть выпущены на плечи, а не зачесаны назад, уши не убираются под митру, а остаются снаружи (как это изображено на древних иконах). Каждение совершается следующим образом. Священник надевает кольца кадила так, чтобы пальцы его изображали двуперстное крестное знамение. Кадит он каждую икону и молящихся трижды: первый, высокий взмах, обозначает верхнюю точку креста, второй, низкий взмах, — нижнюю точку, третий, поперечный взмах, — перекладину креста или третью и четвертую точки. После этого он делает поясной поклон. Земные поклоны верующие и священники делают на подрушники — лежащие перед ними специальные коврики.

Определенная чинность есть в различных обрядах. Например, есть правила ношения икон и последования духовенства во время крестных ходов, с востока на запад (что явилось одной из причин раскола в XVII веке); в чине освящения воды — в ней тушатся горящие свечи трехсвечника-трикирия, крест, которым вода освящается, опускается в нее полностью (при этом над водосвятной чашей сверху скрещиваются хоругви); в таинстве крещения сохраняется традиция трехкратного (с головой) погружения крещающегося в купель, только в холодную воду. После каждого погружения человека поворачивают с востока на запад. Во время причащения верующему дается первый раз "тело Христово", а затем две ложечки "крови". На каждом богослужении у старообрядцев совершается чин прощения. Священник (или архиерей, если он возглавляет службу) и верующие просят друг у друга прощения и кланяются до земли. По окончании Литургии, когда прихожане подходят целовать крест, священник вначале каждого крестообразно им осеняет. После этого человек целует подножие изображенного на кресте распятия, а затем руку священника.

Существует и свой порядок пения хора в разных местах храма. На литии хор выходит в придел, на стиховне поет в середине храма, на катавасиях — на каноне, на Великом славословии, на Херувимской песни и на "Достойно есть", или задостойнике (на Литургии), певцы спускаются с клиросов и встают перед амвоном. На клиросах певчие стоят только лицом к иконостасу. Таким же образом посредине между певчими встает головщик — руководитель хора. Перечень особенностей чинопоследований может быть продолжен (эти и другие особенности совершения богослужений в письменном виде изложены в Уставе "Оке церковном" и в так называемом Уставе Ветковской церкви [20]).

В реальной практике, в чем мне приходилось неоднократно убеждаться, не всегда и не везде выдерживаются вышеизложенные правила на должном уровне. Это связано с особенностями советского периода истории, повлекшими за собой угасание религиозной жизни у старообрядцев, упадок их богослужебной культуры, острую нехватку священников в приходах и т. д. Поэтому нужна, повторю сказанное выше, длительная практика, знание предмета при ведении фронтальной научной работы в общинах.

Исследователя старообрядчества можно сравнить с фольклористом, когда тот записывает материал от исполнителей преклонного возраста, но способен его полностью оценить (как бы мысленно достроить до того, каким он должен быть). Можно привести такой пример. Все люди в мире воспринимают древнегреческий Парфенон по его развалинам. Но в репродукциях этого памятника, как правило, помещается другой снимок — модель, то, каким он должен быть. Так и в старообрядческой богослужебной практике. До нас дошли лишь остатки средневековой Руси, Москвы — Третьего Рима. Однако по ним мы можем представить себе, какой она была в ХVI-ХVII веках.

Каждый, попадая на службу в старообрядческий храм, должен помнить, какой ценой эти люди (являясь в основе своей представителями социальных низов) добивались права совершать богослужения по старому обряду, сколько за это пролито крови, отдано жизней. Какие надо было иметь знания, помимо силы воли и силы духа, чтобы не забыть, не растерять сокровища богослужебной культуры и донести их до нашего времени в живом виде. Какое смелое дерзновение имели ревнители старой веры, будучи не специалистами (в том смысле, что не оканчивали академий, университетов, семинарий), берясь за освоение богословия, сложной книжной культуры и достигая в этом высочайшего профессионализма. При осознании этого старообрядческое богослужение предстает перед нашим взором совершенно в ином качестве. Все в нем становится чрезвычайно ценным: в каждом возгласе священника, в каждом звуке чтецов и певцов начинаешь почти физически ощущать седую древность, выстраданную и донесенную до сегодняшних дней.

Старообрядческие богослужения до сих пор совершаются без сокращений, в них нет мелочей, в них важна каждая деталь. Это в настоящем смысле службы, где все подчинено главному — молению Богу! Особенно впечатляющими у старообрядцев являются службы Страстей Христовых, боготелесного погребения Иисуса Христа, Пасхальная утреня (в которой праздничное торжество в большой степени создается напевом Пасхального канона), служба св. Марии Египетской, так называемое Марьино стояние, в среду пятой недели Великого поста, когда полностью читается нараспев Великий канон Андрея Критского и совершается около тысячи (!) земных поклонов, а также крестные ходы, чин соборного архиерейского облачения, чин отпевания священников и архиереев, хиротонии архиереев и т. д.

Из всех обследованных общин я не случайно выделяю Рогожскую в Москве и особенно Стрельниковскую в Костромской области. В 1970-1980-е годы XX века здесь свято хранились сложившиеся веками традиции, был достаточно высок певческий уровень, так как живы были еще опытные знатоки пения. Рогожская община — это признанный религиозно-духовный и певческий центр, а Стрельниково — интересный локальный певческий очаг.

Мне уже приходилось описывать краткую певческую историю, традиции и особенности пения многих приходов, где я побывал во время экспедиций. Поэтому отошлю тех, кому интересно, к моим публикациям [ 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ]. Здесь же хочу привлечь внимание читателя к результатам сравнительного сопоставления обследованных общин. Напомню еще раз, что основная моя работа проводилась в общинах Москвы, Поволжья, юго-западной части России. Южные же приходы рассматривались, в первую очередь, в целях сравнения.

Примечания:

[ 1.1 ]  Белокриницкое согласие — наименование старообрядцев, приемлющих белокри-ницкую иерархию. Белокриницкая иерархия — иерархия Старообрядческой Церкви, восстановленная в полноте трех священных чинов (диаконство, пресвитерство и епископство) в 1846 году в с. Белая Криница (ныне Черновицкая область Украины, в то время — территория Австрийской империи) путем присоединения к старообрядчеству митрополита босно-сараевского Амвросия. В России с 1988 г. официальное название этой Церкви — Русская Православная Старообрядческая Церковь. Главой Церкви является митрополит, носящий титул — Московский и всея Руси. См. об этом: [27, с. 44-47; 22]. В данной конфессии "в РФ существуют 184 прихода, на Украине - 46, в Молдавии - 15, в Белоруссии - 2, в Казахстане и Киргизии - 4. В составе Московской митрополии действуют 2 мон-ря, осуществляют служение ок. 100 священников и диаконов..." [ 22, с. 542].

Беглопоповское согласие — официальное название конфессии "Церковь Древле-православных Христиан - Старообрядцев". Религиозно-административный центр с 1963 года находится в г. Новозыбков Брянской области. Оба направления (белокриницкое и беглопоповское) до середины XIX века представляли единое поповское согласие. Когда в 1846 г. образовалась белокриницкая иерархия во главе с митрополитом Амвросием, часть половцев не признала ее. Они продолжали принимать священников от господствующей Церкви, т. е. беглых попов, отсюда и название - "беглопоповцы". В 1923 году и они образовали свою иерархию. Об истории беглопоповского согласия см.[ 28 ].

В 1999 и 2000 гг. в Старообрядческой Церкви Новозыбковской иерархии произошел раскол: часть приходов отделилась и объединилась под началом Курского епископа Аполлинария. Этот печальный процесс в жизни беглопоповской Церкви еще не завершен.

[ 1.2 ]  За рубежом, в Румынии, существует Автокефальная Церковь белокриницкого согласия с центром в г. Браиле (до 1940 года этот центр находился непосредственно в с. Белая Криница, входившей тогда в Румынию, а потом отошедшей к Черновицкой области Украины). "В состав Белокриницкой митрополии входят 4 епархии..., в которых существуют 48 приходов: 40 — в Румынии, 1 —в Болгарии..., 4 — в Австралии, 2 — в США и 1 - в Канаде" [22, с. 542].

В Румынии же есть 5 приходов беглопоповского согласия, находящихся в юрисдикции Новозыбковской, то есть российской беглопоповской Церкви. В настоящее время они периодически оказываются то в подчинении Новозыбкова, то Курска.

Список литературы:


1. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. - 1977. - Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы ХI-ХVII вв. - С. 388-394.

2. Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей ХVII-ХХ вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (По материалам археогр. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). - М., 1982.-С. 162-227.


3. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. - М.: Сов. композитор, 1978. - Вып. 2 / Ред.-сост. А. А. Банин. - С. 315-336.

4. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Дис. ... канд. иск. / Ин-т истории искусств. - М., 1976.
 

5. Денисов Н. Г. Воскрешение древности // Сов. музыка. - 1986. - № 2. - С. 102-104.

6. Денисов Н. Г. Некоторые методические рекомендации по изучению певческих традиций старообрядцев // Фольклор и традиционная музыка: Науч.-метод. материалы по пробл. подготовки руководителей муз. коллективов / Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры. - Улан-Удэ, 1990. - С. 16-21.

7. Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев беглопоповского согласия хутора Новопокровский Краснодарского края // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч. конф.: Мат-лы. - Новосибирск, 1992. - Ч. 3. - С. 329-342.

8. Денисов Н. Г. Певческие традиции Стрельниковского хора Костромской земли // Skupiska staroobrzedowcow w Europie, Azji i Ameryce: Ich miesce i tradycje we wspolczesnym swiecie. - Warszawa, 1994. - S. 231-236.

9. Денисов Н. Г. Певческие традиции в старообрядческой общине // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Мат-лы, 1998. - М., 1998. - С. 345-353.

10. Денисов Н. Г. Профессиональные певческие традиции Стрельниковского старообрядческого хора Костромской области // Музикални хоризонти. - София, 1989. - № 2. - С. 176-183.

11. Денисов Н. Г. Современная старообрядческая певческая культура: проблемы фиксации и изучения // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 98-100.

12. Денисов Н. Г. Сорок лет на родной земле // Муз. Академия. - 2002. - № 3. - С. 51-53.

13. Денисов Н. Г. "Старообрядческая Венеция": Певческие традиции общины г. Вилкова // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. - М., 1997. - С. 236-240.

14. Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Куничи // Периферия в культуре. - Новосибирск, 1994. - С. 75-83.

15. Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья / МГК. - М., 1992 – Вып. 2. - С. 196-211.

16. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации: Дис. ...канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. - М., 1996. - 267 с. - Ркп.

17. Денисов Н. Г. Церковно-богослужебные традиции казаков-некрасовцев // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на Дону, 2000. - С. 53-59.

18. Денисов Н. Г. Церковно-певческая культура старообрядцев казаков-некрасовцев // История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 2000-летию христианства. Екатеринбург, 22-25 нояб. 1999 г.- Екатеринбург, 1999 - С. 171-174.

19. Избранные песнопения двунадесятым праздникам: (Старопечатный текст). - СПб.: Синод. тип., 1912.

20. Кратчайшее изложение догматов и преданий чинов же и обрядов, и обычаев древлеправославно-кафолическия Ветковския Церкве // Старообрядческий церковный календарь на 1994 г. - М., 1993. - С. 75-104.

21. Круг церковного древнего знаменного пения: В 6 ч. / Изд. иждивением А. И. Морозова. - СПб.: Балашов, 1884-1885. - Ч. 1: Октай; Ч. 2: Обиход Всенощного бдения, Триодей Постной и Цветной; Ч. 3: Обиход литургии Иоанна Златоустаго; Ч. 4: Праздники двунадесятые; Ч. 5: Трезвоны; Ч. 6: Ирмологий.

22. Панкратов А. В., Крахмальников А. П. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. - М, 2002. - Т. 4. - С. 542-556.

23. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 1: Ненотированные рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Е. Б. Смилянская. - М., 2000. - 317 с. - Библиогр.: 78 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55396 28.02.2000.

24. Рукописи старообрядцев Бессарабии и Белой Криницы: Из собр. Науч. б-ки Моск. ун-та: Каталог. Ч. 2: Певческие рукописи Бессарабского собрания МГУ / Сост.: Н. Г. Денисов, Е. Б. Смилянская. - МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2000. - 192 с. - Библиогр.: 27 назв. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 55397 28.02.2000.

25. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. - М., 1986.-Т. 1. Вып. 2. - 382 с.

26. Старообрядческая мысль. - Прил. (1910-1917 гг.): "Церковное пение": Журн. - М., 1910. - №3.

27. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря / Сост.: С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: "Церковь", 1996. - 316 с.

28. Шестьдесят лет восстановления древлеправославной Архиепископии. - Новозыбков, 1983. - 46с.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру