Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Образ "Скоропослушницы" Новодевичьего монастыря является списком чудотворной афонской иконы.1 (Многочисленные копии святыни из монастыря Дохиар появляются в  русских храмах в 19 веке и происходят из Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне.2

Живопись иконы Новодевичьего монастыря свидетельствует о том, что скорее всего она была выполнена в первой половине – середине 19 века. Конечно, иконописание 19 века во многом утрачивает образно-символическое содержание византийского времени. На древних греческих иконах мы не встретим на голове Богоматери короны, как явного указания на то, что перед нами Царица Небесная. Цвет одеяний Христа и Богоматери, также утрачивает свое символическое и богословское значение. Лики исполнены скорее, как лица земных персонажей.

Вместе с тем, несмотря на позднее время написания иконы, она во многом сохраняет то богословское содержание, присущее древнему образцу, дохиарской иконе 10 века, к которой восходит образ из Новодевичьего монастыря. 

Икона Богоматери "Скоропослушницы" принадлежит к самому торжественному, иератическому типу – "Одигитрии". Перед нами наиболее распространенная композиция. Младенец Христос держит в левой руке свернутый свиток, а правой – благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном головы, чуть повернутой вправо к Младенцу и поддерживающей Его левой рукой.

Десница Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других списков икон, принадлежащих к типу "Одигитрии". Богоматерь как бы вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее.

Эта необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое моление, "скорое услышание" о котором говорит название иконы.
 
Необычно и положение ног Богомладенца: они скрещены и напоминают нам о Христе, как о закланном Божественном Агнце, принесенном в жертву за грехи человечества. Таким образом, Христос предстает на иконе и как Архиерей (на что указывает Его одеяния и благословляющая десница), приносящий жертву, и в то же время Сам является той Жертвой, приносимой за падший человеческий род.

Ссылки:

1. Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне. /Сост. О.В. Орлова – М.,1997 – С.42; "О Тебе радуется". Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н.Дмитриева – М.,2004 – С.321. 
2. Чудотворные иконы...– С.42-45.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру