Ритм в изобразительном искусстве

Ритм в изобразительном искусстве

В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.

Слово ритм (греческое rhythmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт "текучесть", напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие — для колыбельных и т. д.

Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.

Возьмём, например, строки из стихотворения А. С. Пушкина "Бесы":

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Данный ритм называется четырёхстопным хореем. Он создаёт энергичный темп речи. В этом стихотворении он усиливает настроение тревоги.

Теперь сравните с хореем ритм "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам...

Этот ритм, четырёхстопный амфибрахий, подходит для передачи торжественной повествовательной речи и часто используется поэтами в балладах. В таком ритме написаны "Три пальмы" М. Ю. Лермонтова, "Василий Шибанов" А. К. Толстого, "Иван Сусанин" Рылеева и др.

И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных  вдоль  одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к  небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно  действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных  элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.

В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены  друг другу два войска — голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов, проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости. Голландцы добились права покинуть город с оружием в  руках и развёрнутыми знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени.

Основную причину  победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.

Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к  зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и  другие голландцы держат оружие произвольно.

Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины — "Копья".

В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в  центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.

Художники разных эпох часто пользовались строгим, стройным ритмом, свойственным регулярным войскам.

Вспомним, например, знаменитую картину Гойи "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", одну из самых великих и  новаторских картин XIX века.

В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей.

На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная  машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил.

Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и  стоят у холма, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти.  Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига.

Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так называемая герилья, окончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.

Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова "Утро стрелецкой  казни". Как и у Гойи, в правой части картины изображены силы власти, подавляющие народное сопротивление. Именно здесь господствует упорядоченный ритм стен и башен Кремля, виселиц, стройных рядов солдат Преображенского полка, царской свиты. Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка, и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра  I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Узорчатая архитектура собора Василия Блаженного, цветные купола, перекликаются с пестрой, нарядно и разнообразно одетой народной толпой. Картина асимметрична. Народ занимает большую часть её пространства. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. В их руках горящие свечи. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Поэтому Пётр  I, виселицы и  Преображенский полк отодвинуты на второй план, в правый угол картины.

Значительна роль ритма в картине Караваджо "Положение во гроб". Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Многочисленные линии ритма расходятся как радиусы четверти круга, центр которого расположен чуть ниже ног Христа на правом краю картины. Они начинаются с почти вертикально расположенной поднятой вверх левой руки Марии Клеоповой и  продолжены линиями, образованными наклонённой головой Марии Магдалины и правой рукой Марии Клеоповой, ногой Христа и головой Богоматери, другой ногой Христа и головой Никодима, наклонённой головой Иоанна, телом Христа. Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя.

Аналогичный веерообразный ритм использует О. А. Кипренский в "Портрете Е. С. Авдулиной". Склонённой вперед позе Авдулиной вторит наклонённая осыпающаяся веточка гиацинта, линия подоконника, опущенный вниз свёрнутый веер. Этот "падающий" ритм подчёркивает мысль об угасании жизненных сил.

К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом  углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в  левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и  динамизм всему действию.

Рембрандт нередко использовал ритм освещения с чередованием тёмных, или затенённых фигур на светлом фоне с освещёнными, светлыми фигурами на тёмном фоне. Этот ритм создаёт ощущение напряжения, придаёт динамизм действию. Такой ритм использовали и другие караваджисты, его наряду с геометрическим линейным ритмом, применил и Карл Брюллов в  "Последнем дне Помпеи".

Ритм мазка, способ нанесения красочного слоя на поверхность холста также способен передать требуемое художнику ощущение, создать нужное настроение. Этот особый, изощрённый вид ритма виртуозно использовали Франс Хальс, Аллессандро Маньяско, Франческо Гварди.

Рассмотрим, например, портрет Франса Хальса "Весёлый пьяница" из амстердамского Рейксмузеума. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, ритмично положенные широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Открытая, заметная зрителю и свободная манера письма Хальса прекрасно подчёркивает открытость и  свободолюбие его персонажей.

Стилизуя и своеобразно искажая людей и природу в своих картинах, Маньяско показывал, насколько была искажена и далека от гармонии жизнь человека в Италии его времени. Вспомните, например, его "Вакханалию", рассмотренную в главе II. Один из важнейших элементов стиля позднего творчества Маньяско — это ритм рельефных, вихревых, подвижных мазков. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально — живопись "ударами"). Исполнение Маньяско — "быстрое, смелое, лихорадочное". Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Манера письма Маньяско очень хорошо выражает мятущийся дух его драматичного, полного трагической иронии и гротеска творчества.

В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их "фирменным знаком", без него невозможно представить их картины. Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний, как и глубоко религиозное творчество Эль Греко без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение.

В этой книге красной нитью проходит мысль о родстве искусств, о том, что основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, присущи всем видам искусства, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров.

Два из рассмотренных элементов композиции — антитеза и ритм — имеют наиболее глубокие корни в самой природе. Ритм, как и антитеза, отражает законы мироздания. Вспомните, например, ритм древесных стволов, ритм морских волн, горных вершин, ритм шума морского прибоя, ритм человеческой речи, различный у всех народов. Поэтому антитеза и ритм наиболее глубоко роднят различные виды искусств.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру