Рождение готического стиля в Сен-Дени. Часть 2

Аббат Сугерий и его эпоха. Философско-исторический контекст

Вопрос взаимосвязи между строительством и теологией сам по себе символичен. Вспомним, что Творец Мира мог быть представлен в образе архитектора, с циркулем в руках. Представить себе, что архитектор исходил только из рационалистических соображений, как предполагает Франкль, возможно, но тогда это материалистическое допущение порождает совсем нематериалистический вывод: судя по результатам строительства, в процессе принимал участие сам Господь – так много глобальных идей содержит в себе полученная конструкция, - и он же направлял руку и разум архитектора.41 Следует отметить, что в текстах Сугерия постоянно возникает ссылка на Божественное участие в решении его строительных и хозяйственных проблем, и постоянная связь между небом и землей, характерная для его мировосприятия, подчеркивается неоднократно. Конечно, аббат Сугерий, в своих текстах 42, рассказывающих о том, как была построена базилика Сен-Дени, постоянно уповает на Господа, но при этом, он сам крайне активно принимает участие практически во всем, что касается его храма и порученной ему общины. Он вникает во все проблемы, строительные, хозяйственно-экономические, не спит ночами, размышляя, где взять деревья, необходимого размера, где взять камень для постройки и т.п. Он выражает обеспокоенность в том, чтобы его имя не было незаслуженно забыто, а степень его личного участия в строительстве новой церкви не была незаслуженно преуменьшена. В том, что он прекрасно разбирался в богословских построениях программы своего храма, ее многочисленных смыслах и значениях, не приходится сомневаться, он проводит параллели между апостолами и колоннами своего деамбулатория, он пишет стихи, выбитые на его любимых бронзовых дверях центрального портала, он описывает витражи и разъясняет смысл некоторых композиций, возможно, он делал и многое другое, о чем не успел написать… Из всего этого можно предположить, что если и был теолог, который принимал самое активное участие в строительстве и мог разобраться в этом вопросе со всей свойственной ему дотошностью, то это был аббат Сугерий. Речь вовсе не идет о том, чтобы он заменял собой архитектора, но вот вникать во все архитектурные альтернативы и влиять на конечный вариант проекта он мог вполне, тем более, что в тот период он был не слишком перегружен государственными делами43.

Однако в культурной модели истории готики, предложенной П. Франклем, как раз роль и значение патрона страдают больше всего. Введя в свой анализ концепцию "целеустремленного намерения", Франкль создал свою парадигму культурной истории. В основе ее лежит модель колеса ("гегельянского колеса" ("Hegelian wheel"), как указывает П.Кроссли),44 которая показывает, что многие близкие культурные явления (религия, искусство, архитектура, политика, экономика, социальная история – спицы колеса), связаны между собой через один общий корень в центре (Дух времени или Volksgeist). Они говорят об одном и том же на разных "языках", но не имеют непосредственных связей (поперечных). Интеллектуальный мир патронов, интересы которых лежат в области литературных и теологических систем, является отдельным миром, который, если и связан с архитектурным процессом, только "через общий корень", то есть радиально, а не непосредственно. Таким образом, мы видим, что исходные параметры искусственной модели Франкля заранее обрекли патрона на некоторую изоляцию.

Эту проблему обсуждает в своей работе и Отто Симсон.  Один из основных вопросов, на который он пытается найти ответ – это как раз характер взаимодействия патрона и художника. Он считает, что, во-первых, говоря о формировании стиля в целом и постройке отдельного здания, в частности, следует рассматривать влияние всей совокупности факторов, которые могли быть к этому причастны. В поле этих факторов входят не только эволюция структурных элементов конструктивной системы, но и историко-политическая обстановка, роль патрона, влияние литургии, экономические обстоятельства, технические возможности строительства и т.п., и все это объединяет, окутывает и вбирает в себя система теологического восприятия мира, проявляющая себя как в строительстве данного храма, так и в любом явлении тварного мира, существующая и влияющая на порядок вещей согласно Божественной воле, но при этом человек может и должен двигаться по пути осознания и понимания замысла Творца. Тогда все, что содеяно руками человека во славу Божию, наполняется особым значением и мистическим смыслом, становясь закономерным выражением степени понимания человеком и обществом идей христианской доктрины, отражая в образах и структурах взаимоотношения человека и Творца. И это вполне естественно, так как архитектура готического храма – это, прежде всего, сакральная архитектура, и процессы ее создания и постижения - процессы многомерные.

Особое внимание при этом уделяется значению и функции символа. В отличие от менталитета современного человека, для средневекового человека - символ – это единственный ключ к "истинной реальности".45 "Средневековый разум… был озабочен символической природой мира явлений. Всюду видимое, казалось, отражало невидимое"46.

Симсон хочет восстановить тот "символический инстинкт", с помощью которого средневековье создавало свои символы и выражало свои мысли. И в этом случае скульптура и витражи обсуждаются только потому, что принадлежат архитектурной системе и поясняют ее значение.

Относительно взаимопонимания патрона и архитектора, Симсон, опираясь на источники, показывает, что, по крайней мере, в школе Шартра к XII веку к профессии архитектора относились уже с большим уважением, так как сопоставление образа архитектора с Создателем вселенной лежало в основе представлений о роли совершенных пропорций в сотворении универсума, а точнее – второго этапа творения - этапа упорядочивания материи. Ученые школы Шартра процесс сотворения мира рассматривали как состоящий из двух этапов, первый – сотворение материи, пребывающей в хаосе, второй – ее организация, создание космоса, упорядоченной Вселенной. В этом процессе божественные пропорции играли решающую роль, они воплощали божественные законы, согласно которым организован космический порядок. Эти же законы доступны для человеческого восприятия посредством музыки и визуально могут (и должны) быть выражены в архитектуре храмового здания. Отсюда работа архитектора, строящего собор, поневоле ставилась в соответствие работе Создателя. Профессия архитектора была почетной и человек, которому могли доверить такую роль, должен был обладать большими знаниями, быть ученым, и, конечно, прекрасно знать геометрию. Центрами образования в эту эпоху, как известно, являлись монастырские школы, где преподавались семь свободных искусств, составляющих базовую основу для дальнейшей подготовки специалистов различного рода, в том числе и теологов47.  Этот образовательный цикл, как известно, делился на две части – тривиум (trivium) и квадривиум (quadrivium). В состав тривиума входили – грамматика, риторика и диалектика, квадривиум включал музыку, арифметику, геометрию и астрономию.48 В курс средневековой геометрии входили также и фрагменты из трудов Витрувия49. Из всего этого следует, что и "архитектор" и патрон, люди, получившие классическое образование, должны были неплохо понимать друг друга, по крайней мере, в пределах общего курса.

Следует отметить, что процесс строительства здания рассматривался как "Consecratione", процесс своеобразного "освящения" или "просвeщения" устроителей храма50. Речь идет о непрерывном духовном водительстве, о боговдохновенности программы и постоянной божественной помощи в реализации задуманного. Соединение "земного" и "небесного" в этом процессе, в данном случае, не метафора, а выражение буквального понимания состояния дел, характерное для менталитета эпохи и Сугерия в частности. Это единство Земли и Неба, соединение "монархической и теологической сфер в литургической церемонии"51, уподобленной "космической симфонии" ярко выражено в "De Consecratione"52. Сугерий представляет здание своего аббатства, от зародившейся идеи до законченной структуры, как духовный процесс. В предисловии Леклерка к его французскому изданию "De Consecratione" указано на соединение созерцания и действия в монашеской жизни.53 "Целью монашеской жизни является освящение (достижение состояния просветления, святости - Е.Х.). Ежедневная работа монаха для достижения этого идеала может быть описана как "édification"(строительство, созидание, поучение, наставление – фр.). Аскетические авторы любят останавливаться на древнем образе души как храма, и описывать работу освящения как акт строительства. Напоминая древний архитектурный подтекст слова ""édification", Леклерк считает, что бенедиктинское понятие работы ("labor") как процесса построения …может найти свою реализацию в священной архитектуре, разработанной и построенной как образ Небесного Града… церковь не может быть закончена без помощи …благодати, которая просветляет ум строителя также, как его нравственные и художественные силы54". В тексте Сугерия важен не только результат – готовая постройка и ее освящение как литургическая церемония, важен процесс постепенного осуществления им деяния, работы "labor" под непрерывным водительством свыше, постепенное "наставление" тех, кто принимает участие в строительстве  здания, "освящение их душ видением божественной гармонии", которая тогда отражается в работе материальной.55

В пятой главе "De Consecratione", где Сугерий рассказывает о завершении  хора, он приводит цитату из Послания апостола Павла к Эфесянам (2:19-2:22), где образ Христа рассматривается как "краеугольный камень", который одну стену соединяет с другой, и "в котором все здание – или верующий или материал растут в Господе" ("Jesus Christ Himself being the chief cornerstone which joins one wall to the other; in Whom all the building –whether spiritual or material-groweth unto an holy temple in the Lord, In Whom we, too, are taught to be builded together for an habitation of God through the Holy Spirit by ourselves in a spiritual way, the more loftily and fitly we strive to build in a material way".1 Этот новозаветный текст играет очень важную роль в программе базилики Сугерия. Подобно краеугольному камню, Христос в иконографии западного фасада соединяет лево и право,  верх и низ, пронизывая все поле тимпана снизу доверху. Кроме того, если принять во внимание гипотезу П. Блам56 о том, что в тимпане левого портала, который содержал утраченную мозаику, была представлена сцена Корогования или Триумфа Девы, то есть действие, происходящее на Небесах, а в тимпане правого портала ( по левую руку Христа) действие, происходящее на Земле, то Христос центрального портала, с распростертыми на кресте руками, как раз и соединяет их в единое целое.
Свой текст "De Consecratione" Сугерий открывает видением божественной гармонии, которая всех примиряет и устанавливает согласие среди противоречивых вещей, и в созерцающих церемонию освящения людей также вселяется стремление к духовной гармонии. Строительство церковного здания – это последующая материализация на Земле "небесной гармонии", работа "построения" или "просвещения", которая осуществлялась непрерывно в процессе этого строительства. В конечном ритуале освящения построенного храма демонстрируется единство земной и небесной сфер, церковной и небесной иерархии, служащей единую литургию, соединение человеческого и божественного  в образе храма, который выстраивается камень за камнем при помощи и водительстве соединяющего земное и небесное "краеугольного камня" - Иисуса Христа, храма, который символизирует образ Божий. Цитата из послания апостола Павла к эфесянам  (2:19-2:22), которую приводит  Сугерий в De concecratione, (мотив соединения Земли и Неба через "краеугольный камень" - Иисуса Христа, проделавшего работу искупления и вознесшегося, репрезентируется в программе его базилики и особенно в ансамбле порталов ее западного фасада. При этом следует отметить, что постоянно подчеркиваемая Сугерием идея о том, "что все Создание - симфоническая похвала Творцу, в котором ревущие волны океана и щебет птиц присоединяются к голосам ангелов" и литургическому действу" - мысль, высказанная еще Св. Амвросием, а в одиннадцатом столетии Фульбертом Шартрским2,  имеет, как указывает Симсон, и ветхозаветные источники (Ps 93:3, 98:8, Ps148,Isa 55:12, Daniel 3:5).

В итоге рассмотрения материала, касающегося политической, историографической и литературной деятельности Сугерия, анализа состояния теологического сознания, теологического, глубоко сакрализованного восприятия мира, характерного для его эпохи и среды, можно увидеть следующие важные моменты, которые прямо касаются его строительной и художественной деятельности.

Сугерий проявляет себя цельной и последовательной личностью, и однажды осознанные ценности и принципы, старается распространить на все, что доступно его влиянию.

Его компиляторский склад ума – норма для его времени. Идея - отбирать лучшее, совершенно законна для аббатства, аббатами которого бывали короли, которое являлось хранилищем бесценных реликвий Страстей Христовых, св. Дионисия – апостола Галлии и королевских венцов, и аббат которого в критической ситуации мистически представлял святого Патрона Франции. Методика организованных Сугерием в Сен-Дени историографических работ весьма узнаваема в его "художественном проекте" - сбор изначальных данных, анализ и последующий синтез.

Он, безусловно, являлся грамотным теологом, и не хуже других владел знанием и выявлением различных смыслов Священных тестов.57 Он был мастером типологических сопоставлений, что красноречиво демонстрируют его собственные литературные труды, но это также было естественно для теолога. Он, безусловно, как и все, был хорошо знаком с трудами св. Августина, и других отцов Церкви, а также с текстами Ареопагитиков, которые хранились в его монастыре. Его монастырь должен был соответствовать духу времени, и поэтому ему следовало владеть, по крайней мере, теми теологическими идеями, которые имели общественный резонанс, или как-то затрагивали его аббатство. Это касается, и Шартра, и, особенно, Сен-Викторской школы, так как Комментарии Гуго Сен-Викторского к "Небесной Иерархии58" были написаны до начала перестройки церкви, и касались непосредственно той рукописи, которая имела к монастырю самое прямое отношение.

Что касается его участия в строительном процессе, то здесь можно полностью согласиться с Э. Панофским. Сугерий был не просто патроном, который "покровительствует и защищает", он вникает во все детали и, можно сказать, что ничего существенного не делалось в аббатстве без его ведома. В процессе строительства он фигурирует с "геометрическими и арифметическими инструментами" - состыковывает размеры нового хора с размерами прежнего нефа. Как архитектор, а не как патрон, он руководит работами непосредственно, и относится к этому процессу как к "божественному" поручению и "просвещению". Он получает своеобразное удовольствие от добывания "меда" из "сот", и "теологические ребусы" близки его сердцу, о чем говорит придуманная и описанная им в "De administratione" иконография витражных панно. Однако, он не любитель теологических дебатов, так как занят конкретными делами, результат которых можно видеть воочию. Все его политические, экономические, строительные и декораторские начинания имеют конкретный результат и доведены до логического конца. Но из этого не следует, что он "поверхностно" понимает богословские тексты. Он прекрасно владеет латынью и все, что ему необходимо способен прочитать. Его восприятие текстов ПсевдоДионисия продемонстрировано в материальном проявлении этих идей – в новой, созданной им архитектуре, приспособленной для демонстрации световых картин – витражей, "сапфировая материя" (Suger) которых многократно демонстрирует присутствие Всевышнего59.

Ареопагитики были ему необходимы не только для духовного просвещения, но и для простого обоснования своего образа жизни и своих трат на украшение храма, однако, его тексты не содержат прямого указания на трактаты ПсевдоДионисия как на программную основу проекта его церкви60. Поэтому в том, что касается попыток установить экзегетические источники его программы, однозначности не предвидется, так как в этом проекте можно увидеть влияние всех вышеупомянутых теологических идей, адресованных теологически грамотному духовенству. Но, учитывая тот факт, что Сугерий, прежде всего, был ортодоксальным монахом своего времени, приняв во внимание его идеи о крестовом походе, о паломническом центре в Сен-Дени, его стремление привлечь на ярмарку (Lendit) как можно больше людей, он все же должен был руководствоваться в своей программе, прежде всего, текстами Священного Писания, которое он неоднократно цитирует в своих литературных трудах и которое, в его иконографии, адресованной многочисленным паломникам, должно было быть выражено предельно ясно. И это в первую очередь относится к  иконографической программе западного фасада его церкви, перед которым, как перед вратами Неба, останавливался каждый входящий в храм.  Но волею истории  как раз программа западного фасада, и особенно его центрального портала составляет для нас одну из неразгаданных до конца иконографических загадок Средневековья.

Примечания:

1. Suger,De Consecratione, V, ed. Panofsky,105 Текст, выделенный курсивом, взят Сугерием из Послания апостола Павла к Эфесянам (2:19-)применяются буквально к зданию его церкви.
2. 108. Ambrose,  Hexaemeron,   III,   s   (PL,XIV, 178). Fulbert, Philomela (PL, CXLI, 348).

Ссылки:

1. Simson Otto von, The gothic cathedral. Origins of Gothic architecture and the medieval concept of order. Londres, 1989. Далее Simson O.von, …,1989, pp.25-26.
2. Simson O.von, …,1989, p.26.
3. Eriugena J.S.:De divisione naturae, II, 31; III, 3 and 6; and V, 36 (PL, CXXII, 602, 630 ff., 965)
4. Наличие связей Сугерия с французской церковной иерархией достаточно красноречиво подтверждено его текстами как историческими, так и посвященными его деятельности в Сен-Дени, что же касается более теплых дружеских взаимоотношений Сугерия, например с Гуго Сен-Викторским, прелатами Шартра, Амьена, Санса и др., то здесь существуют разные точки зрения, и, в строгом смысле, подобные утверждения требуют в каждом конкретном случае документальных подтверждений.
5. Августин Аврелий. О порядке. ("De ordine") //О бессмертии души, Москва, 2004, сс.123-197.
6. Luminosity (англ.) – свечение; яркость света;  сlaritas (лат)-яркость, лучезарность, слава, блеск; clarus (лат.) – ясность.
7. Подробный анализ теологической ситуации XII века дан в Chenu M.-D. La Théologie au douzième siècle.Paris,1976. Английский перевод избранных глав из "La Théologie au douzième siècle." дан в: Chenu M.-D. Nature, man and society in the twelfth century.(Essays on New Theological perspectives in the Latin West.) Toronto, Buffalo, London, 1997.
8. Подробнее о мотивах "оправданий" Сугерия см. в Rudolph C. Artistic Change at St-Denis. Abbot Suger’s program and the early twelfth-century controversy over art, Princeton, New Jersey, 1990.(далее Rudolph C. …,1990), особенно рр.8-19, 26-32, 48-64.
9. Saint Bernard, APOLOGIE DE  SAINT BERNARD Adressée à Guillaume, abbé de Saint-Tnierry //Écrits sur l'art /(LES SOURCES DE L'HISTOIRE DE FRANCE)  Éd. Romain Fougère, Clermont-Ferrand, 2005, рp.3-58. ; К.Рудольф датирует Апологию св. Бернара приблизительно летом-осенью 1125 года (См. Rudolph C. …,1990, р.15, а также note 10 chapter2, p.84).
10. Rudolph C. …,1990, рр.8-19.
11. Там же…
12. Simson O. Von, ...1989, р.46
13. Simson O. Von, ...1989, р.57
14. Подробный анализ цистерцианского отношения к искусству в контексте исторической и художественной ситуации вокруг Сен-Дени XII века приведен в Rudolph C. …,1990, рр.8-64, особенно рр.12-18).
15. Rudolph C. …,1990, р.16
16. Для средневекового мышления было характерно видеть в прекрасном две главных характеристики – гармонию пропорций, и яркость, лучезарность. "Звезды, золото, и драгоценные камни называют красивыми из-за этого качества" (См. Simson O. Von, ...1989, р.50, см также Hugh, Erud. Didasc., VII,12: "Quid luce pulchrius, quae cum colorem in se non habeat, rerum ipsa quodammodo illuminando colorat?" Sec. PL,  CLXXVl,  821  (cf.  dc Bruyne, II, 213ff.); (цит. по Simson O. von …1989, p.50, n.73)
17. Suger. De Consecratione (Libellus alter de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii) / OEUVRES, T.1 (Écrit sur la consécration de Saint-Denis; L'Oeuvre administrative, Histoire de Louis VII, texte établi,  traduit et commenté par Françoise Gasparri) Paris, 1996, p.12-13.
18. Suger. Liber de rebus in administratione sua gestis (De Administratione), ed. Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St.Denis and Its Art Treasures, Princeton, New Jersey, 1979.(Далее Panofsky E. Abbat Suger…),. pp.62.
19. Rudolph C. …1990, p.26.
20. Suger. Libellus alter de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii (De Сonsecratione)//ed. E. Panofsky, Abbot Suger…  pp.102-103
21. Simson O.von, …,1989, pp. 126-127,139 (n137).
22. Simson O.von, …,1989, p.126.
23. Там же.
24. Suger, De Сonsecratione//ed. E. Panofsky, Abbot Suger… p.83
25. Simson O. Von, ...1989, рр.126-127.
26. Leopold Delisle "Traductions de textes grecs faites per des religieux de Saint-Denis au XII siecle",Journal des Savants,1900, p.725.
27. Mystagogia PC, XCl; tee especially cc. 664 ff., 688, 693.
28. Rudolph C. …,1990, рр.32-48.
29. Gage J., "Gothic Glass: Two aspects of a Dionysian aesthetic", Art History, 1982, v.5, №1, p.36-58.
30. Св. Павлин (St.Paulinus) из Нолы (Nola), Павлин Ноланский -  епископ V века. 
31. Büchsel M. "'Ecclesiae symbolorum cursus completus', Städel-Jahrbuch, new ser.9 (1983), pp.69-88.( Büchsel M.(1983)).
32. Büchsel M.(1983)): "Церковная символика- это результат экзегезы Ветхого Завета".
33. См. об этом Simson O.von, …,1989, рp. 52-90.
34. Установленный в 1048 году, этот праздник стал еще более значимым, когда в 1053 году были открыты и показаны раки Святого Дионисия и его святых компаньонов Рустикуса и Элеутериуса. – См. Об этом Levillain "Essai sur les origines du Lendit" Revue historique, Paris, CLV,1927; Felibien M., Histoire de I'abbaye royale de Saint-Denys en France (Paris, 1706); reprint Paris, 1973. (Felibien M. )pp.120f.; Simson O.von, …,1989, р.78.
35. Сугерий в конце жизни пытался организовать новый крестовый поход из Сен-Дени, обращался по этому поводу за поддержкой к римскому папе, к светскому и церковному рыцарству Франции на двух больших соборах в Лане и Шартре, но поддержки не получил. (см.Felibien M., p.182; Vie de Louis le Gros ed А.Molinier, Paris,1887,IX,21ff.; Simson O.von, …,1989, p.81.
36. См. об этом Simson O. Von, .1989, рр.82-90.
37. Зарисован Б. Де Монфоконом, хранится в Париже, (Национальная библиотека, ms. fr. 15634/1, fol. 162r).
38. Grodecki L. "The Style of the Stained-Glass Windows of Saint-Denis"// A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.273-282.
39. Frankl. P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000 (Frankl P. Gothic Architecture…).р.265, а также см. pp.264-269; 295-297.
40. Grant L. Abbot Suger of St-Denis. Church and State in Early Twelfth-Century France, London and New York, 1998.
41. П.Франкля, несмотря на его четкую структурную логику и опору на формальные элементы, все же никак нельзя упрекнуть в материалистическом видении проблемы, поскольку для него развитие стиля – это, прежде всего, процесс "имманентный", саморазвивающийся под действием законов мироздания. И, все, что связано с этим вопросом, вписывается, по его мнению, в этот имманентный процесс.
42. Suger. Comment fut construit Saint-Denis, ed.Leclercq J.,Paris,1945; Suger. Liber de rebus in administratione sua gestis (De Administratione), Libellus alter de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii (De Consecratione), ed. Panofsky E. Abbot Suger…
43. Это было время, после начала царствования Людовика VII, когда Сугерий был отдален от двора и использовал свое время и энергию для созидательно-строительной деятельности на благо своего монастыря.
44. Точка зрения П.Кроссли об истоках культурной модели П. Франкля, опирающейся на "гегельянские принципы", выражена в его вступительной статье к монографии  П.Франкля. См. об этом: Crossley P. "Frankl’s Text: Its Achievement and Significance" //Frankl P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000. (Crossley P. "Frankl’s Text…), р.14.
45. "Для нас символ - субъективное создание поэтического воображения; для средневекового человека то, что мы назвали бы символом, - единственное объективно действительное определение реальности." - Simson O. Von, ...1989, р. Х1Х.
46. Там же, р. ХХI.
47. Evans G. R. "The influence of quadrivium  studies  in the eleventh- and twelfth century schools." Journal of Medieval history 1975, №1, рр. 151-164.
48. Тимофеев М.А. "Свободные искусства"//Словарь средневековой культуры под общей ред. Гуревича А.Я., Москва,2003, сс.461-466
49. Simson O. Von, ...1989, pp.21-58, особенно рp.30, 31, и n26, (там же приводится библиография по вопросу изучения Витрувия в Средние века).
50. См. об этом предисловие Леклерка в его французском издании De Consecratione: Leclercq J. "Suger, grand bâtisseur" // Suger. Comment fut construit Saint-Denis", ed.Leclercq J., Paris, 1945, pp.5-26. (Далее Leclercq J. "Suger, grand bâtisseur"…)
51. См. об этом Simson O. Von, ...1989, рр.139-140, а также n137 на p.39.
52. Suger, De Consecratione,VI, p.111, а также VII, p.115//ed. E. Panofsky, Abbot Suger…
53. Leclercq J. "Suger, grand bâtisseur"…р.20; см об этом также Simson O. Von, ...1989, рр.127,128.
54. Simson O. Von, ...1989, рр.127,128.
55. Simson O. Von, ...1989, р.129. Св. Августин также связывает базилику с образом Неба, а материальную работу с духовным процессом просвещения. св. Августин Sermones, CCLII (PL, XXXVIII, 1171ff и CCLVI (PL, XXXVIII, 1190).
56. Blum P.Z. "The Lateral Portals of the west Fasade of the Abbey Church of Saint-Denis. Archeological and iconographical considerations"// Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium/Ed. P.L.Gerson, The Metropoliten Museum of Art New York, 1986, Second printing, 1987, pp.199 –227.
57. Binding G. and Speer, A. Abt Suger Von Saint--Denis, 'De Consecratione'. Kommentierte Studienausgabe (Veröffentlichungen der Abteilung Architekturgeschichte des Kunsthistorischen Instituts der Universität zu Köln, 56). Cologne, 1996)
58. Hugo de Sancto Victore, Commentaria in Hierarchiam coelestem S. Dionysii Areopagitae – в PL (Patrolocia Latina) ed. J.-P. Minge, pp.175, 923-1154.
59. Gage J., "Gothic Glass: Two aspects of a Dionysian aesthetic",Art History, 1982,v.5, №1, p.36-58.
60. Markschies, C. Gibt es eine "Theologie der gotischen Kathedrale'? Nochmals: Suger von Saint-Denis und Sankt Dionys vom Areopag (Abhandlungen  der  Heidelberger  Akademie  der  Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse, 1995, I). Heidelberg, 1995 .


 

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру