Рождение готического стиля в Сен-Дени. Часть 1

Аббат Сугерий и его эпоха. Философско-исторический контекст

Именно отсюда, благодаря стараниям знаменитого аббата Сугерия и затеянной им в 40-е годы двенадцатого века перестройке старой каролингской церкви готический стиль начал свое триумфальное шествие по Европе.

Очень важно, что исследования, посвященные происхождению и сущности готического стиля, особенностей программы первого готического памятника, сталкиваются, прежде всего, с необходимостью изучения материалов, касающихся личности аббата Сугерия, его жизни и мотивов его деятельности. И только во вторую очередь можно перейти к рассмотрению главного вопроса – "программы" этого памятника, поскольку исходные данные для такого исследования определяются во многом менталитетом эпохи, особенностями культурно-исторической ситуации и тем, как вписывался в свою среду и жил в ней конкретный исторический персонаж. В программе этого памятника, фрагменты которого пытаются уже многие годы реконструировать и осознать ученые различных стран, ищется материализация готической концепции. Термин "программа" в данном случае относится ко всему памятнику в целом и к отдельным его частям в частности. Он включает архитектуру, скульптуру, витражи и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с литургией.

Все эти компоненты, часто обнаруживающие существенные различия даже внутри одного раздела, например архитектуры, объединенные в единое целое, должны были демонстрировать величие Божественной гармонии. Облик новой церкви Сен-Дени не просто соединил определенные структурные элементы в едином здании и воплотил новые технические решения, которые, на самом деле, готовились и отрабатывались уже давно. Самое существенное в том, что он стал выражением совокупности определенных теологических идей, сделав очередную попытку отразить в образе Храма образ Творца, посредством визуализации Божественных законов, став своеобразной манифестацией Божественного Порядка, иерархического устройства мира и системы Божественного Просвещения. Воссоздание замысла аббата Сугерия, реконструкция его программы подразумевают изучение как самого памятника, точнее всего того, что сохранилось в нем от двенадцатого века после многочисленных разрушений и реставраций, так и исторической, политической и теологической ситуации на базе группы текстовых источников, среди которых особо важное место занимают тексты самого аббата Сугерия.

Следует отметить, что эпистолярное наследие Сугерия представляет интерес не только для историков искусства, но и для историографии французского государства XII века в целом и обеспечивает важный материал для понимания религиозной, исторической, политической и экономической ситуации изучаемой эпохи.1 В написании истории французской монархии монахи Сен-Дени сыграли беспрецендентную роль, вершиной которой стали Grandes Chroniques de France. Именно в Сен-Дени была заложена традиция систематического написания истории Франции с главным акцентом на деяния и роль царствующего монарха, непрерывно продолжавшаяся с XII по XV столетие, не имеющая аналогов не только во Франции, но и во всей средневековой Европе.2 Монастырь функционировал как школа, как королевская усыпальница, как хранилище королевских знаков отличия, а монахи Сен-Дени стали фактически первыми национальными историками Франции. К XII веку, когда были начаты первые систематические хроники, аббатство имело уже длинную историю взаимоотношений с короной со времен Меровингов. Роль аббатов Сен-Дени была весьма значимой при королевском дворе, и иногда лица королевской крови принимали на себя функции руководства обителью. Тесные связи аббатства и короны в течение многих веков способствовали тому, что монахи Сен-Дени лучше других могли понять значение и место монархии во французской истории. Возможно, это в какой- то мере "объясняет, почему Сен-Дени был …центром официальной историографии в средневековой Франции".3 И "заключительный импульс" в создании традиции написания систематических исторических хроник Франции можно поставить в заслугу Сугерию.4 Ему принадлежит идея плана создания исторических работ на латинском языке, начиная с его собственной Vita Ludovici Grossi - работы, которая позднее стала основой для Grandes Chroniques de France.5

До него исторические работы, выполненые в Сен-Дени были просто разрозненными записями различных авторов, собранными без особого порядка анонимными монахами аббатства.

Если попытаться выстроить основные текстовые источники (не принимая во внимания переписку), относимые к перу Сугерия в хронологическом порядке, то первым будет Ordinatio (1124), где он вводит еженедельные службы деве Марии и св. Дионисию, службы Деве по субботам, устанавливает празднование годовщины Людовика VI, улучшает пищу монахов и отдельно оговаривает специальную трапезу в годовщину своей собственной смерти и распорядок пения псалмов 122(123), 129(130). Далее следуют исторические тексты, писавшиеся на протяжении всей жизни – жизнеописания Людовика VI ("Vita Ludovici Grossi") (окончено после 1138 года) и его сына Людовика VII6 (писалось Сугерием до 1551 года – года его смерти), где описываются люди и события, которым он был свидетелем. Написанная вскоре после смерти Людовика VI, "Vita Ludovici Grossi" Сугерия – стала главным источником для изучения истории царствования этого короля, а также для последних лет царствования Филиппа I.7

Кроме этих двух работ (жизнеописаний Людовика VI и Людовика VII), существует гипотеза, выдвинутая Полем Виолле8 в статье, написанной в 1873, о том, что Сугерием также был подготовлен третий историографический труд по истории Франции, который возможно был начат до Vitа Ludovici Grossi, но был пересмотрен после окончания этой работы. Это третья работа Сугерия (оригинальный документ) ныне утрачена, но она была позже использована монахом Сен-Дени для создания Annales Francorum, представленной в манускрипте Mazarine 2017 (anc. 554)9. Гипотеза Виолле, воспринятая с определенными замечаниями А.Люшэром10, была позже рассмотрена и принята, как показано А. Молинье в его издании работ аббата Сугерия11. 17 июня 1137 года Сугерий составляет Завещание12, где вводит целую серию обрядов, которые надо соблюдать для поминовения его души, а также отдает ряд хозяйственных распоряжений.

Строительство аббатской церкви в различной степени описано в трех знаменитых текстах Сугерия. К ним относятся: еще один текст Ordinatio, который был написан после 14 июля 1140, и закончен до 114213, в котором наряду с хозяйственными распоряжениями, описывается церемония закладки первого камня хора и восстанавливается празднование годовщины Карла Лысого, De Сoncecratione (Libellus alter de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii), который датируется от 11 июня 1144 года (дата освящения хора) до 1148-49 года, и De Аdministratione (Liber de rebus in administratione sua gestis), который относится к концу жизни аббата, к 1150-м годам, при этом большая часть текста была написана от января до сентября 1150 года.14

Личности и биографии аббата Сугерия посвящены многочисленные труды, но многие из них "скорее панегирики, чем истории15 и среди них не так много серьезных работ. Первым о событиях со своим участием рассказал он сам в своих историографических очерках и отчетах о строительной и хозяйственной деятельности16. Вторым был его современник и биограф – монах его монастыря Виллельм, написавший Sugerii Vita17. Среди работ XIX века большинство ученых отмечает как самое лучшее - исследование Отто Kартельери (Cartellieri, Otto)18. Представляют интерес также работы Александра Югенина (Alexandre Huguenin)19 и М.Альфреда Нетмана (M.Alfred Nettement)20, Марселя Обера21. Из всех работ, посвященных Сугерию, наиболее яркой и часто цитируемой стал перевод его текстов на английский язык и исследование Эрвина Панофского22. Во вступительной статье Бентон (J.F.Benton) к материалам международного симпозиума музея Метрополитен, посвященного Сен-Дени и аббату Сугерию, также подробно описан его жизненный путь.23 Все работы в этом сборнике статей касаются тех или иных аспектов жизни и деятельности Сугерия. Из публикаций последних лет, посвященных личности и биографии Сугерия, наиболее известны два издания: Мишеля Бюра (1991)24 и Линды Грант (1998)25.

Точное место и время рождения Сугерия неизвестно, но считается, что он родился в 1081 (или 1080) году. Определение места его рождения и истории его семьи ставят перед историками очень сложные задачи.. Самая вероятная гипотеза - то, что он родился в Сен-Дени или Аржентей (Argenteuil) и принадлежал к небогатому, но благородному роду Шенневьер (Chennevieres)26. Семейство Шенневьер можно проследить до Сугерия Магнуса (Suger Magnus), который родился в конце одиннадцатого столетия и, возможно, был племянником отца Сугерия.27 Имя отца Сугерия (Helinand-род. около 1050 г.), появляется в некрологе Сен-Дени, известны также два его брата Пьер и Рауль или Ральф (Raoul; Ralph). Имени своей матери Сугерий никогда не упоминает, это понятие он применяет исключительно к "матери-церкви" (mater ecclesia), которая вырастила его и воспитала.

Он сам, а также его биограф Вильельм (Гийом), неоднократно упоминают о скромном происхождении его семейства. Потомки его родственников в конце XII столетия имеют фамилию Сен-Дени.28 Существует также точка зрения о связи Сугерия с другим парижским благородным семейством – Орфелин29.

После смерти Сугерия его аббатство распространило заявление, согласно которому, он умер в январе месяце, на семидесятом году жизни, и приблизительно через шестьдесят лет, после вступления в монастырь, на двадцать девятом году своего прелатства.30

"От этого утверждения мы можем вычислить главные даты жизни Сугерия: рожденный в 1081 (или, возможно, 1080), он вступил в монастырь Сен-Дени приблизительно десять лет спустя, был посвящен в аббаты в 1122 году, и умер 13 января 1151года. Эти даты - самые существенные пункты хронологии жизни Сугерия".31

С 1091 года его отдают в монастырь Сен-Дени, где он проводит около десяти лет в Saint-Denis-de-1'Estrée. Там он учится вместе с будущим королем Людовиком VI и между ними складываются теплые дружеские отношения. В период с 1104 он изучает архивы аббатства, "упорно посещает библиотеку аббатства, содержащую более трехсот томов, большинство из которых были ему известны: Священное Писание, Отцы Церкви и комментарии, теологическая литература, хроники и анналы; он читал также античных авторов, философов, историков и поэтов…"32. Известно, что Сугерий мог по памяти процитировать несколько десятков стихов Горация,33 будучи уже не молод. С 1104 до начала 1106 года, закончив свое ученичество, произнеся обет, и получив монашескую одежду и тонзуру34, Сугерий продолжает свои занятия на более высоком уровне в школе на некотором расстоянии от Сен-Дени (Картельери35 называет Фонтевро, Молинье - Сен-Бенуа-сюр-Луар, Ваке (H.Waquet) считает, что это было Мармутье (Marmoutier)). Он слушает также мэтров Парижской школы, и завязывает дружбу с будущим епископом Суассона Жосслином (1126-1152 годы - Joscelin), который также потом станет одним из наиболее близких советников Людовика VI.36 В двадцать пять лет Сугерия уже посылали с различными дипломатическими поручениями. Он представляет аббата Сен-Дени на церковном совете в Пуатье, возглавляемом папским послом. 9 марта 1107 года он встречает римского папу Пасхалия II в Шарите-сюр-Луар (La Charité-sur-Loire), когда папа торжественно освещает церковь.37 Затем, следует за ним в Тур, Мармутье и Шартр, до Сен-Дени, куда папа прибыл 30 апреля и где был встречен с большими почестями. В редкие моменты, когда он имел возможность напрямую обращаться к папе, он смог проявить свои достоинства и был замечен понтификом, как красноречивый, и прекрасно образованный молодой монах.38 Позже (3-7 мая 1107 года) Сугерий, сопровождая своего аббата Адама, присутствовал в Шалон-сюр-Марн (Châlons-sur-Marne), при встрече папы и послов императора ГенрихаV.39 В последующие годы Сугерий, уже как представитель аббата Адама, показал себя прекрасным администратором, а также находчивым и храбрым военачальником, защищая с успехом своего короля и имущество своего монастыря от покушений некоторых неуправляемых вассалов. Административные обязанности он выполнял сначала (с 1107 года) как прево в Берневале (Berneval) на побережье Нормандии (около Дьепа), где возродил аббатство из разрушения и запустения. Пребывание в Нормандии, видимо позволило ему лично познакомится с творениями нормандской архитектурной школы, что, безусловно, сыграло свою роль в затеянной им в сороковые годы строительной кампании по перестройке фасада и нартекса базилики Сен-Дени. После Нормандии (1109-1111 годы) он был послан аббатом Адамом в монастырь Тури (Toury-en-Beauce) - одно из наиболее богатых земель королевства. Здесь Сугерий столкнулся с разбойничающими рыцарями, которые терроризировали близлежащие территории, не делая исключения даже для священнослужителей. В 1112 году монастырь Тури подвергся нападению Хью II ле Пюизе (Le Puiset), затем Тэобальда Блуасского, Мило Монтлери (Montlhéry), Хью Креси (Crécy), и Ги Рошфора (Guy Rochefort). Сугерий противостоит этому разбою как военaчальник, вместе с королевской армией. Из текста Vita Ludovici Grossi нам известны детали этих событий. Сугерия этот вопрос касался не только со стороны взаимоотношений с королем, но и постольку, поскольку он вынужден был защищать имущество Сен-Дени. Все эти годы Сугерий служил и королю, и аббату Адаму и своему монастырю, проявляя себя и как рачительный администратор, и как смелый военачальник, готовый защищать имущество монастыря и королевские законы с оружием в руках. Благодаря прекрасному образованию, воспитанию и близости к королевскому семейству, он делает успехи и в дипломатической карьере. В 1118 году король послал его встретить папу Геласия II (Gelasius II), прибывающего во Францию, а в 1121 - 1122 он был направлен в Италию в качестве представителя Людовика VI, чтобы увидеть папу Каликста II (Ги Бургундского, дядю королевы Аделаиды). Когда же Сугерий вернулся из Италии в марте 1122 года, то узнал, что аббат Адам умер, и что монахи Сен-Дени выбрали его своим аббатом. Эти выборы поставили Сугерия в сложное положение, так как в виду отсутствия Людовика VI в Париже, монахи Сен-Дени не нашли возможности посоветоваться с королем, что были обязаны сделать, и этим серьезно прогневили Людовика VI. Король бросил монастырских послов в тюрьму, а Сугерий находился в замешательстве, не зная принять ему этот выбор или отказаться. Но к счастью, ситуация благополучно разрешилась, так как через некоторое время король освободил заключенных и согласился с результатами монастырских выборов, "позволив себе умилиться дружбой, которая связывала его с новым аббатом"40.

Избрание Сугерия аббатом королевского монастыря, играющего  особую роль в жизни королевской семьи, поставило перед ним непростые задачи. Это был период, когда монашеская реформа была в апогее. Под влиянием св.Бернара монашество возвращалось к строгому соблюдению правила св.Бенедикта, устремлялось к более высокой духовности. В Сен-Дени реформа также была необходима, так как аббатство было захвачено соблазнами светской жизни, и дисциплина и нравы в нем нуждались в исправлении. Аббатство беспощадно критиковалось Св.Бернаром в различных его текстах,41 дошли до нас и "критические" отзывы Абеляра42, в период своих злоключений нашедшего приют в Сен-Дени. Именно "аббату Сен-Дени адресованы наиболее жесткие атаки святого Бернара в его Апологии Гийому, написанной в 1125 году"43 ("неистовый Бернар" называл Сен-Дени "синагогой Сатаны" и "кузницей Вулкана" в своих письмах, и требовал немедленной реформы. Однако, занятый неоложными делами, длительными поездками по Италии и Германии, Сугерий реформирует свое аббатство только в 1127 году, причем делает это очень дипломатично, "без волнений, кровопролития и строгого применения Правила44"(св. Бенедикта-Е.Х.)

Борьба между папами и императором Генрихом V по поводу инвеституры, привела к тому, что после объявления об отлучении императора от церкви в присутствии французского короля перед церковным советом в Реймсе (30 октября 1119), император вынужден был примириться с Ватиканом, но имел серьезные претензии к Франции, которая не раз давала убежище римским папам. В 1123 Сугерий присутствовал на Вселенском соборе в Латеране, "когда послы императора возвестили примирительные слова Генриха V собранию более чем трехсот епископов".45 Так как Франция открыто поддерживала папство, и это весьма способствовало отлучению императора от церкви, в 1124 году он в союзе с английским королем Генрихом I решил вторгнуться во Францию. Это было смертельной угрозой для французского королевства.

"В этой критической ситуации Людовик VI поспешил к святому Дионисию. В его древнем святилище были торжественно выставлены реликвии Святого патрона и его спутников Рустика и Элеутерия. Становясь на колени в молитве перед ними, король призвал заступничество Святого Дионисия, своего "особого патрона,", которого он определял как "после Бога, исключительного защитника царства," обещая Святому богатые пожертвования для его аббатства в случае победы"46. Когда молитвы окончились, Людовик встал, чтобы получить от аббата, представляющего Святого Патрона аббатства и Апостола Франции, знамя Сен-Дени (знамя Vexin - феодального владения аббатства, ставшее орифламмой). Людовик, таким образом, как бы признавал себя вассалом аббатства. Он собирался на битву за свою страну, как в своеобразный крестовый поход, под флагом св. Дионисия и под его защитой. Приняв от Сугерия знамя, король обратился ко всем собравшимся, среди которых были и синьоры, настроенные к нему не слишком дружелюбно, с просьбой присоединиться к нему для защиты отечества. На его призыв ответили все, даже те, кто до этого имел весьма прохладные и даже враждебные отношения с короной. И это было первым осознанным объединением Франции под знаменем Сен-Дени, и очередным проявлением способности Сугерия собирать, отвоевывать и благоустраивать французские земли, не забывая при этом интересов Сен-Дени.

 

Летом 1137 года Сугерий сопровождает наследника престола в поездке в Аквитанию для заключения брака с Алиенор Аквитанской. Перед этим он составляет завещание (17 июня 1137 года)47, в котором среди различных административно-хозяйственных рекомендаций отдает важные распоряжения, касающиеся проведения литургий в аббатстве. Он хочет, чтобы каждую субботу проводились службы, посвященные Деве Марии, каждый четверг - св. Дионисию и его спутникам, он оставляет замечания по поводу проведения службы, посвященной Карлу Лысому, большому благотворителю аббатства и др. Его завещание выражает его желание быть похороненным в хоре аббатства, устанавливает юбилейные молитвы и милостыни для его души, и назначает некоторые из аббатских доходов к финансированию его годовщины, и к другим делам в аббатстве. Сугерий не имел никакой неотложной потребности писать Завещание в тот момент своей жизни. Но поездка с принцем предстояла долгая и опасная, аббату было уже пятьдесят шесть лет, и он считал необходимым привести в порядок как дела аббатства, так и свои собственные. Кроме того, король был серьезно болен, и это была его последняя болезнь. 1 августа 1137 года Людовик VI умер в Париже, и французская корона перешла к молодому, только что женившемуся на богатой аквитанской наследнице принцу, ставшему Людовиком VII. Сугерий поначалу активно поддерживал молодого короля, но Людовик VII находился под большим влиянием своей юной и прекрасной жены Алиенор Аквитанской, и аббата вскоре отдалили от двора, чем он был несколько обижен, но использовал свое время и энергию для созидательно-строительной деятельности на благо своего монастыря. По мнению известной французской исследовательницы Режин Перну, посвятившей немало времени исследованию жизни Алиеноры Аквитанской, причиной отдаления аббата от двора, было его заступничество за жителей Пуатье, которые пожелали объединиться в коммуну, подняли мятеж, отвергая графскую власть. Еще не процарствовав и года, король вынужден был усмирять мятеж. Город он взял достаточно легко, но потребовал в заложники детей знатных граждан, что вызвало в городе сильное волнение. Сугерию удалось отговорить короля от этой идеи, но королева не простила аббату вмешательства в ее личные дела. И вскоре после этого его перестали приглашать на королевские советы. И все же это была одна из многочисленных политических акций Сугерия, направленная на установление мира и спокойствия в стране. Об этих и других событиях первых лет царствования Людовика VII, к которым аббат Сен-Дени имел какое-то отношение, мы узнаем из рассказа самого Сугерия.48

О ремонте старой каролингской церкви Сугерий мечтал еще, будучи простым монахом. Осуществить это ему представилась возможность, когда он стал аббатом. Работы на западном конце церкви, цель которых, согласно первоначальному плану, состояла в том, чтобы "ремонтировать и украшать вход церкви", были начаты до 1137 года, но впоследствии планы Сугерия изменились. В своих текстах он обосновывает необходимость более масштабных преобразований в своем аббатстве. К 1140 году он перестраивает западный фасад (9 июня –  происходит освещение часовен фасада и западной части церкви), 11 июня 1144 года состоялось торжественное освящение нового хора. Сугерий продолжает строительные работы до самой смерти, не успев, однако, до конца воплотить свои замыслы. Отношения с королем при этом, в сущности, не прерывались, считает Линда Грант, но были непросты, так как вокруг молодого монарха боролись за влияние несколько политических партий. В 1142 году в результате своих непродуманных и экспрессивных действий Людовик оказался в трудной ситуации. Он был одновременно в состоянии войны с Теобальдом Шампанским и в разногласиях с большей частью французских прелатов49. Ему потребовалась дипломатическая помощь Сугерия, чтобы выйти из создавшегося положения. После этого влияние аббата на короля усилилось и его положение при дворе упрочилось

На Рождество в Бурже в 1145 году, Людовик VII объявил о своем намерении отправиться в крестовый поход для спасения Иерусалимского королевства. Он пригласил всех присутствующих присоединиться к нему, однако предложение короля не вызвало большого энтузиазма. Сугерий открыто выступал против этого замысла, так как "слишком много проблем оставались нерешенными во Франции".50 Однако, король не оставил своего намерения, и при поддержке римского папы Евгения и св. Бернара, взял крест в Везеле (Vezelay) на Пасху 1146 года. Многие, увлеченные красноречием св. Бернара последовали за ним. Поход состоялся, но успехом не увенчался. Вместе с архиепископом Реймса Самсоном Мовуазаном и Ральфом Вермандуа Сугерий остается регентом Франции. В течение двух лет он фактически был главой государства. И снова аббат Сен-Дени проявляет себя как созидатель, миротворец и очень изобретательный дипломат. Когда в 1149 году брат короля Роберт де Дрё вместе с Ральфом Вермандуа и другими устроил заговор против короля, Сугерий созвал собрание прелатов и баронов, и, угрожая заговорщикам отлучением от церкви, вынудил Роберта де Дрё подчиниться. Крестовый поход, вдохновленный словом св. Бернара, окончился неудачей и Сугерий тяжело переживал разрушительные потери. Стало известно, "что принц Антиохийский умер, а город в осаде, граф Эдесский взят в плен, а Дамаск попал в руки Нур-ад-Дина"51. Сугерий задумывает новый крестовый поход, но уже без участия короля и тех, кто только что вернулся из  Иерусалима. В начале апреля 1150 года на собрании епископов королевства в Лане он сообщает им о своем намерении и просит их взимать налог для крестового похода. Папа не спешит поддерживать его, однако 15 июля в Компьене Сугерий снова поднимает этот вопрос. Не получая серьезной поддержки, он продолжает свои приготовления, надеясь возглавить это предприятие.  Мобилизовав финансовые возможности аббатства он отправляет средства в Иерусалим52. Однако осенью 1150 года он понимает, что не сможет быть главой крестового похода из-за пошатнувшегося здоровья. Последние дни своей жизни он посвятил молитвам за свое аббатство и Францию. Он ожидал смерти спокойно, принимая последние посещения друзей и читая послания тех, кто не смог приехать проститься с ним лично. В ночь Рождества он почувствовал себя очень плохо, но, не желая омрачать праздничные торжества своих братьев, он умолил Господа не брать его незамедлительно. Он прожил еще несколько дней после праздника и умер 13 января 1151 года.

В своей работе, посвященной Сугерию и Сен-Дени Э. Панофский пишет о нем: "Сюже (Suger) сочетал в себе проницательность и практичность делового человека огромных возможностей с прирожденным чувством справедливости и высокой личной нравственностью… Он всегда был готов содействовать примирению враждующих сторон, испытывал отвращение к насилию, но при этом никогда не отступал от намеченной цели и не испытывал недостатка в личной храбрости; он был непоседлив и одновременно был мастером в искусстве дождаться своего часа.… Когда Людовик VII вернулся во Францию из Крестового похода в Святую Землю, Сюже, который был в его отсутствие Регентом, передал ему страну мирную и объединенную, каковой она редко бывала ранее, и – что уже граничило с чудом - полную казну. "С тех пор, - пишет Виллельм53, - народ и король называли его Отцом Отечества". В другом месте Виллельм, имея ввиду потерю Аквитании вследствие развода Людвика VII, писал: "Как только мы лишились Сюже, держава из-за его отсутствия понесла огромный ущерб".54

Действительно, всю свою жизнь Сугерий посвятил служению Богу, Франции, укреплению престижа королевской власти, и своему аббатству. Всеми силами он старался созидать и укреплять иерархический порядок во всем, что было ему поручено. Можно, конечно, увидеть в этом влияние текстов ПсевдоДионисия, однако Линда Грант55 приводит в пример других современников Сугерия, оставивших тексты, которые позволяют выявить их приверженность дионисиевским идеям в гораздо большей степени (Хью де Флери, например). Она акцентирует внимание на том, что устройство общества в виде иерархической пирамиды с королем или императором во главе, было единственно возможной моделью для средневекового сознания. Образ Сугерия, восторженного, добродушного, приветливого, щедрого и участливого прелата – энтузиаста, созданный Э.Панофским, мало совпадает с тем персонажем, которого увидела в нем Л. Грант: "Он был натянуто ортодоксален в своей религии, и строгий педант. Он устанавливал монашескую дисциплину справедливо, но очень твердо, часто с бичеваниями56; и он был известен как тиран в управлении своим монастырем, как и в своем регентском правлении."57 Действительно, по свидетельству его биографа монаха Вильельма, он был дисциплинирован в своих личных привычках, умерен в еде, старался не есть мяса, пить простую воду, украшая церковь всеми возможными способами и умножая ее богатство, сам жил в тесной келье. Он был человеком образованным, мало спал и посвящал досуг чтению и беседе, никогда не пропускал служб, даже в случае длительной и утомительной дороги.

Как мы уже видели, круг его интересов и обязаностей был достаточно широк, однако, восстановлению и украшению церкви он уделял постоянное внимание на протяжении всей своей карьеры. Линда Грант замечает, что отвлеченные сияющей красотой Сугериевского хора, "историки забывают, что… церковь аббатства была только частью огромной программы восстановления, обновления и перестройки, которой Сугерий занимался в Сен-Дени по крайней мере с 1125 года, а возможно и ранее…"58. Во всех делах  и поручениях на протяжении всей жизни Сугерий никогда не забывает об интересах своего аббатства, используя свои связи, свои способности, свое положение ему во благо, но когда речь идет об аббатской церкви и ее сокровищах, он проявляет щедрость, близкую к расточительности59. С детских лет с болью воспринимая плачевное состояние постепенно ветшающего аббатского храма, он мечтает о восстановлении и увеличении его богатства и великолепия. Будучи уже аббатом, он стремится к созданию церкви, способной соперничать по красоте и богатству со св. Софией Константинопольской. Восхищаясь раннехристианскими базиликами Рима и их бесценными мозаиками, а также другими мозаиками Италии, которые он имел возможность видеть в своем путешествии по Италии 1123 года60, он стремился использовать в украшении церкви своего аббатства все самое прекрасное, что ему довелось увидеть в своих многочисленных путешествиях. Он твердо знал, что на свете нет и не может быть ничего из созданного Богом, что было бы слишком прекрасно или слишком ценно для проведения божественной литургии или для украшения сосуда, несущего Тело и Кровь Спасителя.

Споры вокруг личности Сугерия не утихают. Кто он был - теоретизирующий теолог-философ или простой ортодоксальный церковник, волею судьбы поднявшийся к вершинам власти, политический деятель или политический идеолог? Какую роль сыграл он в формировании монархии Капетингов? Линда Грант считает, что "Сугерий не был политическим мыслителем. Он был законченным политическим деятелем, а это является совсем другой вещью61". Бурназель62, рассматривая роль Сугерия в разработке теоретической модели королевской власти, называет его "теоретиком монархии" и заявляет, что "в двенадцатом столетии иерархическая модель королевской власти становилась ясно сформулированной в королевском окружении". Появилась новая концепция королевской власти, и Сугерий своими текстами и делами сыграл в этом не последнюю роль. Габриэла Шпигель видит в отношении Сугерия к королевской власти реализацию иерархической концепции ПсевдоДионисия. Она считает, что Сугерий перевел в мир человеческих событий и действий принципы, управляющие астрономическими и духовными иерархиями ПсевдоДионисия63.

Как мы видим, современные представления о личности Сугерия неоднозначны, но безусловным остается то, что он был выдающимся человеком своего времени, и поэтому понять концепции, вольно или невольно примененные им в программе его церкви невозможно, не рассматривая те идеи, которые питали его современников, и среди которых он вырос.

Примечания:

1. Подробному изучению историографической традиции Сен-Дени посвящена работа: Spiеgel G. M. "The Chronicle Tradition of Saint-Denis" (А survey) / Medieval classics texts and studies, ed. by Joseph Szoverffy and Joseph M.-F. Marique S.J, Brookline, Mass.. and Leyden, 1978, (10). (Далее Spiеgel, G. M. "The Chronicle Tradition of Saint-Denis"…) О текстах аббатства времен Сугерия см. рp.39-52.
2. Spiеgel, G.M. "The Chronicle Tradition of Saint-Denis" …p. 11
3. Spiеgel, G. M. "The Chronicle Tradition of Saint-Denis" …p. 13
4. Там же..р.13
5. Grandes Chroniques de France - корпус текстов по истории Франции, переведенных с латинского на французский язык, появились в 13 веке с целью популяризации истории страны, после их появления перевод латинских хроник стал правилом, хотя ведение официальной историографии продолжалось на латинском языке.
6. Spiеgel, G. M. "The Chronicle Tradition of Saint-Denis" …pp. 48-49:"В соответствии с примером, установленным написанным им жизнеописанием Людовика VI, Сугерий подготовил текст примечаний к жизни Людовика VII, фрагменты которого выжили и были соединены с независимой историей царствования ЛюдовикаVII, написанной монахом монастыря Сен-Жермен-де-Пре. История этого текста усложнена фактом, что единственные два сохранившихся источника для царствования Людовика VII являются фактически идентичными". Один известен как Historia gloriosi Regis Ludovici Septimi, и заканчивается 1165 годом, другой Gesta Ludovici VII Regis, filii Ludovici Grossi, заканчивается 1152 годом.
7. Эти тесты Сугерия были опубликованы A. Lecoy de la Marche(1865), А.. Molinier (1887), H. Waquet (1929): Suger. ed. A. Lecoy de la Marche, Oeuvres Completes de Suger, recueillies, annotees et publiees d'apres les manuscrits (Paris, 1865);
Suger. Vie de Louis VI Gros, par Suger, suivie de l’Histoire du roi Louis VII., éd. A. Molinier.(Collection de textes pour servir à l’étude et à l’enseignement de l’histoire), Paris, 1887. (Suger, Vie de Louis VI, ed. A.Molinier,Paris. 1887); Suger. Vita Ludovici Grossi Regis. (Vie de Louis VI), in Vie de Louis VI le Gros, ed. and trans. H. Waquet, Paris, 1929 (2-e ed. Les Classiques de l'Histoire de France au Moyen Âge publiés sous la direction de Louis Halphen. Paris,1964).
8. Viollet, P.l "Une Grande Ghronique Latine de Saint-Denis. Observations pour servir a l'histoire critique des oeuvres de Suger," Bibliotheque de l’ecole des Charte, 34 (1873), pp. 241-254; см. об этом также Spiеgel, G.M. "The Chronicle Tradition of Saint-Denis" …p. 50
9. Spiеgel, G.M."The Chronicle Tradition of Saint-Denis" …pp. 51-52
10. Luchaire, A. "Une très ancienne histoire de France: la compilation du manuscrit 5949A," Revue Historique, 34 (1887), pp. 259-276
11. Suger,(ed.. Molinier А.)  Vie de Louis le Gros par Suger suivie de l’Histoire du roi LouisVII/Collection de Texts pour servir à l’Étude et à l'Enseignement de l'Histoire. Paris, 1887, p.ХХVII; Spiеgel, G.M."The Chronicle Tradition of Saint-Denis"…pp. 51-52.
12. Suger. Testamentum (Testament de l’abbe Suger.(17.06.1137) CXXXI) // Felibien M., Histoire de I'abbaye royale de Saint-Denys en France (Paris, 1706); reprint Paris, 1973. (Felibien M…), pp.XCIX-CI.
13. См. об этом Brown E.A.R. Le basilique Saint-Denis, Zodiaque, 2001 (Brown E. … 2001), рр.64-74; Rudolph C. Artistic Change at St-Denis. Abbot Suger’s program and the early twelfth-century controversy over art, Princeton, New Jersey, 1990.( Rudolph C. …,1990), рр. 19-26.
14. Rudolph C. …,1990, рр. 24-25; Перевод на английский язык и издание этих текстов Сугерия было осуществлено Э.Панофским в 1946 году. В данной работе эти тексты цитируются по переизданию 1979 года См. Suger. Liber de rebus in administratione sua gestis (De Administratione), Libellus alter de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii (De Consecratione) и Ordinatio (1140-1141), ed. Panofsky E. Abbot Suger on the Abbey Church of St.Denis and Its Art Treasures, Princeton, New Jersey, 1979.(Далее Panofsky E. "Abbot Suger…).
15.  Аubert, M. Suger, Еd. De Fontenelle Abbaye S.Wandrille, Paris, 1950, p.XI (Аubert, M. Suger…)
16. Издания произведений Сугерия: Suger, Oeuvres completes de Suger, ed. Albert Lecoy de la Marche. Société de l’Histoire de France. Paris, 1867; Suger. Liber de rebus in administratione sua gestis (De Administratione), Libellus alter de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii (De Consecratione) и Ordinatio (1140-1141), ed. Panofsky E. Abbot Suger…; Suger. OEUVRES, T.1 (Écrit sur la consécration de Saint-Denis; L'Oeuvre administrative, Histoire de Louis VII, texte établi,  traduit et commenté par Françoise Gasparri) Paris, 1996.
17. William of St-Denis. Vita Sugerii //Abt Suger von Saint-Denis. Ausgewählte schriften. Ordinario. De consecratione. De administratione.ed. Binding G.,Speer A., Annas G.,Linscheid-Burdich S.,Pickavé M., Darmstadt, 2005, р.388-397.
18. Cartellieri, Otto Abt Suger von Saint-Denis 1081-1151 (Historische Studien, XI),Berlin, 1898
19. Huguenin, Alexandre Étude sur I'Abbe Suger ,Paris, 1855; Huguenin, Alexandre Suger et la Monarchic Francaise au XII e Siècle Paris, 1857
20. Nettemen, M.Alfred Suger et son temps. Paris,1872
21. Aubert M. Suger…
22. Panofsky E. "Abbot Suger…
23. Benton G.F. "Introduction: Suger’s Life and Personality"// Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium/Ed. P.L.Gerson, The Metropoliten Museum of Art New York, 1986, Second printing, 1987 (A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987)), pр. 3-15.
24. Bur, M. Suger. Abbé de Saint-Denis Régent de France, Paris, 1991.
25. Grant L. Abbot Suger of St-Denis. Church and State in Early Twelfth-Century France, London and New York, 1998.(Grant L. …, 1998).
26. Higounet, Charles. La Grange de Vaulerent: Structure et Exploitation d'un terroir Cistercien de la plaine de France XII'-XV Siecle, Les Hommes et la Terre, X (Paris, 1965), p. 12. (цит.по Spiegel G. M. The Chronicle Tradition of Saint-Denis…р. 34, n 80.)
27. Об исследованиях, касающихся семейных связей Сугерия можно прочитать в Benton, G.F. "Introduction: Suger’s Life and Personality"// Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), рp.3-15, особенно pp. 11-15.
28. Spiegel G. M. The Chronicle Tradition of Saint-Denis …р. 34
29. Bournazel E. Le Gouvernement Capétien au XII' Siecle 1100-1180 Structures Sociales et Mutations Institutionelles.Paris, 1975, p. 72. (Цит. По Spiegel G. M. The Chronicle Tradition of Saint-Denis…р. 34, n 80.)
30. Benton G.F. "Introduction: Suger’s Life and Personality"//A Simposium/Ed. P.L.Gerson…1987, рр. 3-15.
31. Там же; по поводу установления даты смерти Сугерия существует исследование Achille Luchaire "Sur la chronologie des documents et des faits relatifs à l’histoire de Louis VII pendant l’année 1150", Annales de la Faculté des Lettres de Bordeaux,4, 1882, pp. 284-312
32. Aubert M. Suger…,р.5.
33. Benton G.F. "Introduction: Suger’s Life and Personality"//A Simposium/Ed. P.L.Gerson…1987, р.3-15.; William, Vita Sugerii, (ed. A.Lecoy de Marche, Oeuvres Complètes de Suger, recuellies, annotées et publiées d’après les manuscrits) Paris,1865, p.381: "Gentilium vero poetarum ob tenacem memoriam oblivisci usquequaque non poterat, ut versus Horatianos utile aliquid continentes usque ad vicenos, saepe etiam ad tricenos, memoriter nobis recitant"
34. Аubert, M. Suger…, p. 5
35. Cartellieri, Otto Abt Suger von Saint-Denis 1081-1151 (Historische Studien, XI),Berlin, 1898, Reg.5 (цит. по Аubert, M. Suger..., р.5, note15)
36. Аubert, M. Suger…, p. 5
37. Аubert, M. Suger…р.6
38. Suger, Vie de Louis VI, ed. A.Molinier, Paris. 1887, р.25.
39. Suger, Vie de Louis VI, ed. A.Molinier,Paris. 1887, pp.26-28.
40. Аubert M. Suger…р.13.
41. Lettre de Saint Bernard, n 78 в Mabillon, S.Bernard epist., col.77, цит. по Аubert, M. Suger…р.15. В издании М. Felibien. Histoire de l’abbaye royale de Saint-Denys en France,1706, pp.158-161 дан перевод этого письма.
42. Абеляр П.. История моих бедствий. Москва,1994; Abelardi Hist. Calamitatum, в Recueil des historiens des Gaules, XIV, ed.D.Brial,1808, рр.285-288  (цит. по Аubert M. Suger…, р.16)
43. Аubert, M. Suger…р.15 ссылается на текст (Apologia à Guillaume, XI).См также Saint Bernard, APOLOGIE DE SAINT BERNARD Adressée à Guillaume, abbé de Saint-Tnierry, 11, pp.23-25 //Écrits sur l'art /(LES SOURCES DE L'HISTOIRE DE FRANCE)  Éd. Romain Fougère, Clermont-Ferrand, 2005, рp.3-58.
44. Аubert, M. Suger…р.16
45. Simson Otto von, The gothic cathedral. Origins of Gothic architecture and the medieval concept of order. Londres, 1956. (1962,1974, 1984,1988, 1989- переиздания), (далее Simson O.von, …,1989), p.70.
46. Simson O.von, …,1989, pp.70-71, по материалам: Suger. Vie de Louis VI, ed.A.Molinier, Paris, 1887 и Vie de Louis VI le Gros, ed. and trans. H. Waquet, Paris, 1929.
47. Завещание Сугерия (Suger, Testament) можно найти среди документов аббатства, опубликованных М.Фелибьеном в издании: Felibien M., Histoire de I'abbaye royale de Saint-Denys en France, (Paris, 1706); reprint Paris, 1973, pp.XCIX-CI ( Далее Felibien M…).
48. Vie de Louis le Gros, par Suger, suivie de l'histoire du roi Louis VII (Collection de textes pour servir à l'étude et à l'enseignement de l'histoire), ed. A.MOLINIER Paris, 1887, p.147-156.
49. Grant L. …, 1998, р.143.
50. William, Sugerii Vita. ed.A. Lecoy de la Marche, Oeuvres Completes de Suger, recueillies, annotees et publies d 'apres les manuscrits (Paris, 1865).  р.394. Cм. об этом также: L.Grant. …1998, рр.155,156.
51. Аubert, M. Suger…, p.56.
52. Там же.
53. Виллельм – монах аббатства Сен-Дени, протеже и биограф Сюжера.
54. Panofsky E. Introduction in "Abbot Suger on the Abbey Church of St.Denis and Its Art Treasures, Princeton, New Jersey, 1979, pp.1-37, (далее Panofsky E. Introduction in "Abbot Suger…); цитируемый текст на pp. 1-2, 6.
55. Grant L. …, 1998, р.12.
56. William, Sugerii Vita ed.A. Lecoy de la Marche, Oeuvres Completes de Suger… (Paris, 1865).pp.375-404. р.384. (цит.по L.Grant…1998., р.9)
57. William, Le dialogue apologetique du moine Guillaume, bviographe de Suger, ed. Wilmart, Revue Mabillon,32 (1942), pp.80-118; p.86, (цит. по L.Grant...1998, р.9)
58. Grant L. …, 1998, р.10
59. Аubert, M. Suger …p.40
60. Там же.
61. Grant L. …, 1998, р.10
62. Bournazel E., "Suger and the Capetians"//A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), p.60.
63. Spiegel G. M. History as Enlightenment: Suger and the Mos Anagogicus"//A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.151-158.(особенно p.154).


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру