Общие вопросы изучения готического стиля

Появление понятия "готика", эволюция отношения к готическому искусству, начало его изучения и направления современных исследований

В двадцатом веке неоценимый вклад в изучение и интерпретацию средневекового религиозного искусства, в том числе романского и готического этапа его развития внесли знаменитые работы Эмиля Маля38 и Андре Грабара39.

Среди западноевропейских исследователей этого периода, внесших существенный вклад в изучение этих вопросов - Жан Бони, Кристофер Вильсон, Луи Гродецкий, Макс Дворжак, Отто Демус, Поль Дешан, Марсель Дюрлиа, Кэннет Джон Конант,  Марсель Обер, Эрвин Панофский, Отто Симсон, Вильгельм Феге, Анри Фосийон, Пауль Франкль и др. Из российских ученых также принимавших участие в исследованиях по этой тематике, следует упомянуть труды М. А. Либмана, О.А Лясковской, И.П. Мокрецовой, К.М. Муратовой, Ц. Г. Нессельштраус, Е.И. Ротенберга, Е.П. Юваловой, и др.

В сфере современных направлений изучения готики все большую популярность приобретает обращение к одному памятнику. Расцветает жанр своеобразной архитектурной биографии – монографии, посвященной одной церкви, охватывающей весь период ее существования. Для собора Сен-Дени примером такой монографии может служить работа Элизабет Браун40, выпущенная издательством "Zodiaque" в коллекции "le ciel et le pierre". В этой же серии уже вышли исследования, посвященные соборам Страсбурга, Реймса, Буржа, Шартра и др. В развитие направления "архитектурной монографии" внесли большой вклад Арнольд Вольф41 (Arnold Wolff), Ричард Хамман-Мак Лиан,42 Роберт Браннер43 и др.44 Исследования такого рода проводятся также в Англии при поддержке British Archaeological Association's Conference Transactions. Археологические исследования при этом ведутся с использованием современных методов анализа (фотограмметрии, дендрохронологии и др.).45

Тенденция исследования принципиальных проблем на материале отдельных памятников оказалась весьма плодотворной. Стало популярным изучение одного объекта с различных позиций, одновременное исследование архитектуры, скульптуры, витражей и социально-культурного контекста эпохи и пр. В качестве примеров комплексного исследования отдельных памятников можно привести работу Мадлен Кавинесс, посвященную церкви Сен-Реми в Реймсе и Сент-Ив в Брaэйне (Saint-Yved at Braine) , исследование П.Бински, посвященное Вестминстерскому аббатству , монографии C.M.Кросби,  скрупулезно рассматривающие отдельный памятник в определенный отрезок времени (в данном случае объектом исследования стала базилика Сен-Дени).

Очень информативный анализ современного состояния исследований готической архитектуры проведен П.Кросли при подготовке нового издания монографии П.Франкля.46

Часто исследование одного объекта становится базой для рассмотрения различных общих проблем формального, функционального, стилистического и иконологического характера. Исследование Андреаса Костлера47 (Andreas Köstler), посвященное церкви Святой Елизаветы в Марбурге, демонстрирует такой синтетический подход, но с более определенной целью выдвижения на первый план тенденции к эстетизации церковного интерьера – явления, широко распространенного в позднеготический период и связанного с литургией.

Помимо рассмотрения особенностей региональных и национальных школ,48 или, напротив, выстраивания общеевропейской линии развития49, исследователи готической архитектуры поднимают специальные проблемы, соединяющие ее с другими областями научного знания. Например, возникло поле деятельности для такого раздела науки как художественная география50. Это связано с тем, что исторические границы государств за прошедшие века изменились, и памятники, которые теоретически относятся к одной национальной школе, сейчас следует искать на территориях совсем иного государства. Культурно-художественные границы распространения памятников, принадлежащих одной группе, не совпадают с современными географическими границами.

Очень важное описание памятников обеспечивают издания Les Monuments de la France gothique, или давно существующая серия Congres Archeologiques. Эти издания отчетливо показывают региональные стили архитектуры. Особенно интересны те исследования, которые "прослеживают преобразования стиля от одного региона до другого, и создания нового культурного ландшафта (Kunstlandschaft) в контексте, чуждом окружению родительского стиля"51. Примером такого рода может служить работа Кристиана Фрейгана52, посвященная развитию Лучистого стиля на юге Франции во второй половине тринадцатого столетия.

Исследования Жана Бони, посвященные английскому Декоративному стилю53, и работа Джона Харвея54 (John Harvey), изучавшего английский Перпендикулярный стиль, показывают, как стиль "формируется сначала в митрополитских кругах, а затем накладывается на страну в целом55". Есть примеры рассмотрения диффузии стилей в более широких масштабах. Жан Бони56, например, выдвигает концепцию, что Декоративный стиль Англии, берущий начало при Лондонском дворе, становится позже (в ХIV веке) главным источником вдохновения для континентальной поздней готики. "Возвышая Декоративный стиль до статуса источника поздней готики Франции и Германии, Бони переносит парадигму французской культурной гегемонии ХIII века в ХIV веке в Англию и перестраивает концептуальные границы национальных и позднеготических стилей".57

Кроме географического аспекта, исследователи готической архитектуры рассматривают ее в контексте социологических, финансовых, технико-технологических проблем. Ряд исследований (Martin Warnke,58 Wolfgang Schöller59) касаются "социологии" средневековой архитектуры. Готический собор, в этом случае (М. Warnke), рассматривается как некий объединяющий фактор. Он становится результатом единства и согласия, с большим трудом достигнутого между различными социальными группами в процессе его создания. Вольфганг Шоллер рассматривает вопросы, касающиеся финансирования строительства, роли патрона, архитектора, организации места застройки и т.п. для Германии и Франции.

Финансовые основы строительства готических соборов стали предметом исследования Генри Крауса60 (Henry Kraus). Он показывает, что фактически средства на строительство собора обеспечивались богатым сельским хозяйством севера Франции, большей частью доходов от которого распоряжалась церковная аристократия.

Исследуются карьеры архитекторов, особый интерес вызывает то, как архитектор задумывал и строил здание: его инструменты, его обучение, использование им геометрии. Существуют различные работы61, посвященные вопросам, связанным с изучением технико-технологических и инженерных проблем средневековой архитектуры, ролью геометрии, использованию камня и металла, и т.д.

В Германии в 70-х и 80-х ХХ века получило развитие понятие "архитектурной 'копии'", введенное Рихардом Краутхаймером62 и Гюнтером Бандманном. В своей статье 1942 года Краутхаймер предлагает идею "архитектурной копии", когда патроны, желая выразить какую-то иконографическую идею, копировали хорошо узнаваемые и особо почитаемые строения или их фрагменты с целью распространить символические ассоциации оригинала на свои собственные постройки. "Копия" должна была просто вызывать ассоциации с оригиналом, а не буквально повторять его. Рассматривая символическое восприятие средневекового человека, Краутхаймер выявляет свободные ассоциации между формой и значением в Средневековье, а также связи между символическим значением, устоявшейся традицией и намерением заказчика. Несмотря на то, что Краутхаймер ограничил свое исследование ранней средневековой архитектурой, его представления можно было применить и к более поздним периодам. В результате укреплялось представление о важности влияния патрона на строительный процесс.

В некоторых случаях(D.Kimpel и R.Suckale)63, архитектура может рассматриваться как своеобразный социально-политический язык, который способствует ее внедрению в ее историческую среду и распространению.

Ряд исследований касается архитектуры цистерцианского ордена.64 Работы Каролины Брюзелиус (Caroline Bruzelius)65 посвящены изучению архитектуры женских религиозных орденов, особенно ордена Св.Клары в Неаполе. В этих исследованиях поднимаются вопросы о связях между архитектурой и женской религиозной практикой, об экономических факторах, формирующих условия жизни монахинь, об особенностях их религиозной жизни, в сравнении с мужскими монастырями, и о том, как эти особенности отражаются в архитектурных формах, влияют на пространственное разделение и художественное оформление храмов.

Многие из этих вопросов получили ответы в работе Хамбургера (Hamburger), рассматривающего искусство, архитектуру и религиозную жизнь в женских монастырях позднесредневековой Германии66.

Большое внимание в настоящее время уделяется исследованию влияния литургической практики на архитектуру соборов67, но эти исследования очень часто сопряжены с трудностями из-за недостаточности источников.

Таким образом, мы видим, что процесс изучения готического стиля и в настоящее время далек от своего завершения. Множество проблем связано даже с изучением первого готического памятника, в котором ищется материализация готической концепции – аббатской церкви Сен-Дени, перестроенной при аббате Сугерии в сороковые годы двенадцатого века. При этом, следует отметить, что попытки понять генезис и сущность готического искусства также неотделимы от изучения этого памятника, теологического портрета эпохи его создания, его программы, факторов и текстов, которые могли оказать влияние на формирование этой программы. В связи с этим особый интерес представляют исследования текстов и биографии самого аббата Сугерия - патрона и, скорей всего, автора программы базилики Сен-Дени - памятника, возвестившего о начале готической эпохи.

Примечания:

1. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. Пер. с фр. К.А.Чекалова, Москва,1995 сc.207-224 (Далее: Базен Ж. История истории искусства …)
2. Там же…
3. Grodecki L. Architecture Gothique, Paris, 1992 (Далее: Grodecki L. Architecture Gothique…)
4. Frankl P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000 с.265 (Далее Frankl P. Gothic Architecture…); (пер. с англ. текста П.Франкля –Е.Хрипкова).
5. Frankl P. Gothic Architecture…, p.265
6. Там же…
7. Там же…
8. Цит. по Frankl P. Gothic Architecture …, р.265
9. Речь идет о письме, адресованном папе Льву Х, которое приписывалось Рафаэлю, Бальдассаре Кастильоне, Браманте, Перуцци и Леонардо да Винчи.
10. Frankl P. Gothic Architecture…, р.263.
11. цит. по Frankl P. Gothic Architecture…, р.263.
12. Базен Ж. История истории искусства…, с.38.
13. Lefèvre d’Étaples. De Artificialis introductiones, 1476.
14. Базен Ж. История истории искусства…, с.83
15. Там же…
16. Базен Ж. История истории искусства…с.84
17. Там же;  См. также Anderson James. Thoughts on the origin, excellencies and defects of the Grecian and Gothic Styles of Architecture.//Recreations in Agriculture Natural history, Arts and Miscellaneous Litterature., London., II et III, 1800
18. В "Очерке об архитектуре" (1752) Ложье задается вопросом: нельзя ли "при строительстве наших храмов, следуя доброму примеру древней архитектуры, придать им устремленность ввысь и легкость, превзойдя в этом отношении красивейшие готические храмы" Далее Ложье выдвигает идею объединенного греко-готического стиля, "вполне утопическую, но все же осуществленную на практике в нескольких памятниках; в их числе собор в Аррасе (архитектор Контан Д’Иври), собор Нотр-Дам в Гебвиллере (архитектор Бек) и в особенности церковь св. Женевьевы в Париже (Пантеон; архитектор Суфло)" - см. об этом Базен Ж. История истории искусства…с.84;
19. Goethe W. Von Deutscher Baukunst, 1772.
20. Kugler F. Handbuch der Kunstwissenschaft, Stuttgart, 1842; Mertens F. Paris baugeschichlich in Mittelalter in Försters Allgemeine Bauzeitung. Wien, 1845 и Die Baukunst des Mittelalter, Berlin, 1850; Wetter J. Geschichte und Beschreibung des Domes zu Mainz., Mainz, 1835; См. об этом подробнее: Базен Ж. История истории искусства…, сс. 97-98.
21. Frankl P. Gothic Architecture…, С.70.
22. Schlegel F. Von. Grundzüge der gotischen Baukunst, 1804-1805.
23. Базен Ж. История истории искусства …, с.97
24. Wackenroder W.H. Herzensergiessungen eines Kunstliebenden Klosterbruders. Berlin,1797, фр. пер. Жана Буайе, 1945.
25. Novalis. Die Christenheit oder Europa, 1799.
26. Rio A.F. De la poésie chrétienne dans principe, dans sa matiere et dans sa forme. Paris, 1836; Rio A.F. De l’art chrétien. Paris, 2 vol., 1841,1855, существует издание 1951 года.
27. Bentham J.,Willis B. History of Gothic and Saxon Architecture in England, 1798 (по Базен Ж.. История истории искусства …,с.93.)
28. Warton T. Observations of the Faerie Queene of Spenser,London, 1763. См. об этом Базен Ж.. История истории искусства …,с.93.
29. Rickman T. An attempt to discriminate the styles of Architecture in England from the Conquest to the Reformation. London, 1817, (второе изд.1819)
30. Laborde A. de. Les monument de la France classés chronologicquement et considérés sous le rapport des faits historiques et de l’etude des arts, Paris, 1816, II, 1836.
31. Whittington J.D. An historical Survey of the ecclesiastical Antiquities of France with to illustrating the rise and progress of Gothic Architecture in Europe. London, 1809
32. С одной стороны, из Нормандии пришел в Англию Вильгельм Завоеватель и ее архитектурные достижения органично влились в развитие английской архитектуры, с другой стороны, Нормандия оставалась французской провинцией, и ее история и культура неотделимы от истории и культуры Франции, а ее влияние на образование готического стиля в Сен-Дени в настоящий момент является общепризнанным.
33. Galon M.F. L’ Invention de l’expression architecture romane par Gerville (1818)// Bulletin de la Société d’archeologie de Normandie, XLII, Caen- Paris, 1835, p.285
34. Там же.
35. Александр Ленуар (Lenoir, 1762-1839) — французский археолог, директор Музея французских памятников. В 1816 г. после закрытия музея и возвращения собранных в нем памятников монастырям, откуда они были взяты, Ленуар был назначен заведующим древностями в Сен-Дени, где занялся реставрацией королевских могил.
36. Grodecki.L. Architecture Gothique…, p.5.
37. Frankl P. Gothic Architecture…, р.264. (пер. Е. Х.)
38. Mâle É. L’art religieux du XII siècle en France.Étude sur les origines de l’iconographie du Moyen Âge. ed.A. Colin, Paris, 1998. ( и англ. перевод издания 1922 года: Male E. Religious Art in France:The Twelfth Century, A Study of the Origins of Medieval Iconography, ed.Harry Bober Princeton, N.J.,1978); Mâle É. L’art religieux du XIII siècle. en France. ed.Dover, Mineola, New York, 2000
39. Grabar A. Les Voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1979.
40. Brown Elizabeth A.R. Le basilique Saint-Denis, Zodiaque, 2001.
41. Wolff A., "Chronologie der ersten Bauzeit des Kölner Domes 1248 bis 1277", Kölner Domblatt, 28/29, 1968, pp.13-229.
42. Hamman-MacLean R. and Schüssler I. Die Kathedral von Reims, Teil i: Die Architektur, vols. 1-3, Stuttgart, 1993; Teil II: Die Skulpturen, vols. 5-8. Stuttgart, 1996. In preparation: Vorgeschichte und Umfeld der Kathedrale von Reims.
43. Branner R. La cathédrale de Bourges et sa place dans l’architecture gothique. Paris and Bourges, 1962. (English translation: The Cathedral of Bourges and its Place in Gothic Architecture, ed. by S. Prager Branner. Cambridge Mass., and London, 1989.)
44. Murray, S. Building Troyes Cathedral.  The Late Gothic Campaigns. Indiana, 1987; Murray, S. Beauvais Cathedral. Architecture of Transcendence. Princeton, 1989; Murray, S. Notre-Dame, Cathedral of Amiens. The Power of Change in Gothic. Cambridge, 1996.
45. Sampson J. Wells Cathedral West Front. Construction, Sculpture and Conservation., Stroud, 1998.
46. Crossley P. "Frankl’s Text: Its Achievement and Significance" //Frankl P. Gothic Architecture (revised by P.Crossley), Yale University Press, 2000. (Далее Crossley P. "Frankl’s Text…) pp.7-31.
47. Köstler A. Die Ausstattung der Marburger ElIsabethkirche. Zur Ästhetisierung des Kultraums im Mittelalter. Berlin, 1995.
48. Grodecki L. Architecture Gothique…; Wilson C., The Gothic cathedral. The Architecture of the Great Church 1130-1530., Thames and Hudson, New-York, 2004.
49. Frankl P. Gothic Architecture…
50. Crossley P. "Frankl’s Text…p.25
51. Там же 
52. Freigang, С. Imitare Ecclesias Nobiles: Die Kathedralen von Narbonne, Toulouse und Rodez und die Nordfranzosische Rayonnantgotik im Languedoc. Worms, 1992.
53. Bony J. The English Decorated Style. Gothic Architecture Transformed 1250-1350. Oxford, 1979. (Далее Bony J. …,1979)
54. Harvey J. The Perpendicular Style 1330-1485. London, 1978.
55. Crossley P. "Frankl’s Text:...pр.25-26
56. Bony J. …,1979
57. Crossley P. "Frankl’s Text:...р.25
58. См. об этом Crossley P. "Frankl’s Text:... р.25 (Warnke M.,1976).
59. Schöller W. Die rechtliche OrganIsation des Kirchenbaues im Mittelalter vornehmlich des Kathedralbaues. Cologne, Vienna, 1989.
60. Kraus H. Gold was the Mortar, The Economics of Cathedral Building. London, 1979. ( цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:...)
61. Hecht K. "Mass und Zahl in der gotischen Baukunst"//Abhandlungen der Braunschweigischen Wissenschaftlichen Gesellschaft, (1969), 21, pp.215-326; 1970, 22, p.105-263; 1971, 23, p.25-236; Shelby L.R. "Medieval Masons "Tools", II, "Compass and Square" //Technology and Culture 6, 1965, p.236-248; Fitchen J.. The Construction of Gothic Cathedrals. A Study of Medieval Vault Erection. Chicago, 1961; Recht R. ed., Les Batisseurs des Cathedrales Gothiques. Strasbourg, 1989.(cб.статей по вопросам "техники" и "материала"); Müller W. Grundlagen gotisher Bautechnik. Munich, 1990. (цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:... )
62. Krautheimer R. "Introduction to an "Iconography of Medieval Architecture""//Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 5 (1942), pp.1-33
63. Kimpel D. and Suckale R.  Die gotische Architektur in Frankreich 1130-1270. Munich, 1985 (цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:...)
64. П. Фергюссон (Peter Fergusson) писал о ранней цистерцианской архитектуре Англии. – Fergusson, P. Architecture of Solitude. Cistercian Abbeys in Twelfth-Century England. Princeton, 1984; Fergusson P. 'The Twelfth-Century Refectories'// Cistercian Art and Architecture in the British Isles., Eds. C.Norton and D. Park ,  Cambridge, London, New York, etc., 1986, pp.168-180.; Fergusson, P. "Programmatic factors in the east extension at Clairvaux", Arte medievale, 1994, 8, pp.87-100.
А также см. на эту тему Fergusson P., Harrison S. "The Rievaulx Abbey Chapter House', Antiquaries Journal, 74 (1994) pp.211-255.; Fergusson P., Harrison S. Rievaulx Abbey, Community, Architecture, Memory. New Haven and London, 1999.
65.  Bruzelius C.   '"Hearing is Believing". Clarissan Architecture ca. 1213-1340', Gesta, 1992, 31, pp. 83-91.; Bruzelius C. 'Queen Sancia of Mallorca and the Convent Church of Sta Chiara in Naples', Memoirs of the American Academy in Rome, 1995, 40, pp. 69-100.( цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:... pp.7-31.)
66.  Hamburger J.F. The Visual and the Visionary. Arts and Female Spirituality in Late Medieval Germany. New York, 1998.
67.  Belting N.H. The Image and its Public in the Middle Ages, (trans. M. Bartussis and R. Meyer), New York, 1990; Draper Р. "Bishop Northwold and the Church of Saint-Etheldreda", in Medieval Art and Architecture at Ely Cathedral //British Archaeological Association  Conference Transactions for 1976, vol. 2., Leeds, 1979, р. 8-27. Draper Р. "The Sequence and Dating of the Decorated Work at Wells", in Medieval Art and Architecture at Wells and Glastonbury // British Archaeological Association Conference Transactions for 1978, vol. 4., Leeds, 1981, р.18-29.; Draper Р. "Architecture and Liturgy"// Age of Chivalry. Art in Plantagenet England 1200-1400., eds. J. Alexander and P. Binski, London, 1987, р.83-91; Kroos R. "Liturgische Quellen zum Bamberger Dom", Zeitschrift für Kunstgeschichte, 39 (1976), p.105-146; Kroos, R. 'Liturgische Quellen zum Kölner Dom', Kölner Domblatt, new series, 44-45 (1979/1980), p.35-202.; Kroos, R. 'Quellen zur liturgischen Benutzung des Domes und zu seiner Ausstattung', in E.Ullmann, ed. Der Magdeburger Dom. Ottonische Gründung und staufischer Neubau  (Schriftenreihe  der Kommission  für Niedersächsische Bau- und Kunstgeschichte bei der Braunschweigischen Wissenschaftlichen Gesellschaft, 5). Leipzig 1989, p.88-97.;
Tripps J. Der handelnde Bildwerk in den Gotik. Forschungen zu den Bedeutungsschichten und der Funktion des Kirchengebäudes und seiner Ausstattung in der Hoch- und Spatgotik. Berlin, 1998 (цит. по Crossley P. "Frankl’s Text:... pp.7-31).


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру