Общие вопросы изучения готического стиля

Появление понятия "готика", эволюция отношения к готическому искусству, начало его изучения и направления современных исследований

В своей работе "История истории искусства от Вазари до наших дней" Жермен Базен пишет, что "именно готике, во всяком случае, в области архитектуры, мы обязаны наиболее оригинальными художественными достижениями Запада, отмеченными подлинным новаторством по отношению к искусству предшествующей эпохи…. Загадка этого великолепного прорыва человечества к новым горизонтам не перестает будоражить философов, эстетиков и историков…"1

Вокруг готики, начиная с обсуждения вопроса о происхождении стиля, разгорались и до сих пор не утихают споры. В этих дискуссиях принимали участие ученые разных стран. В приведенной работе Ж. Базен подробно рассматривает историю ряда подобных полемик, в частности, связанных со скульптурой, с происхождением стрельчатого свода, с концепцией "рационализма готики" (Виолле-ле-Дюк), с особенностями поздней готики и, наконец, с "сущностными характеристиками этого стиля".2

Однако и сам термин "готика" оказывается далеко не однозначным. Анализ эволюции этого понятия дает Л. Гродецкий в своей работе, посвященной готической архитектуре.3 Более подробно этот вопрос рассматривает П. Франкль в своей монографии на ту же тему.4

Сама готическая эпоха так и не породила единого термина для определения нового типа архитектуры. Строители соборов просто употребляли соответствующие названия, для обозначения тех "революционных" элементов конструкции, которые они использовали для решения своих технологических и эстетических задач.

"Архитектор, который строил хор Сен-Дени, должно быть, говорил с Сугерием об "arcus" в сводах; Уильям из Санса в разговоре с приором Кентербери, без сомнения, использовал термин "fornices arcuatae", и Вилар де Оннекур, вероятно, говорил со своими учениками об "ogives".5 Однако, никакого названия для самого стиля, как известно, в то время не существовало, - пишет Пауль Франкль, - так как в тех областях, где "готический стиль родился и развивался, "строение в готическом стиле" просто называли строением. В Германии, летописец Буркхардт фон Халл (Burckhard von Hall) написал, приблизительно в 1280 году, что церковь в Вимпфен им Таль (Wimpfen im Tal), которая была начата в 1269 году, была построена в большей степени по-французски (francigeno). Это название не описывает стиль, но просто указывает его происхождение, которое подтверждает представление, что никакое специальное название еще не существовало для стиля в целом".6

Что касается отношения к этому явлению, то негативное восприятие готической архитектуры начинает формироваться в Италии, и связано с возрождением интереса к античной архитектуре. Известно, что в 1333 году Петрарка, побывал в Кельне и увидел там храм, который был незакончен, но произвел на него такое впечатление, что он назвал его самым великолепным в мире. Однако, именно Петрарка, восхищаясь искусством прекрасной античности, породил теорию, что все плохое пришло от варваров.7

Эта "варварская теория" была принята гуманистическими кругами. Ее поддержал Манетти в своей биографии Брунеллески, где утверждал, что архитектура пришла в упадок вместе с падением Римской империи, и что вандалы, готы, ломбарды и гунны привели своих бездарных архитекторов. При Карле Великом ситуация немного улучшилась, однако далее снова все пришло в упадок до появления Брунеллески в 1419 году. Эти идеи поддерживал и Филарете (1400-1469). Он проклинал человека, создавшего "современную" архитектуру, считая, что "это могли быть только варвары, которые принесли это в Италию"8.

Постепенно круг этих "варваров" ограничился "германцами и французами", которые впоследствии долго спорили между собой о месте и времени рождения готики.

В XVI веке в сообщении так называемого ПсевдоРафаэля9, представление о "готическом" еще более суживается и возникает термин "maniera tedescha". В этом сообщении также выдвигается теория о "лесном" происхождении готического стиля, базирующаяся на предположении, что германцы не умели рубить деревья, но связывали их ветви, таким образом, что возникала "стрельчатая арка". "Эта теория, что Готический стиль родился в лесах Германии, жила в различных формах с невероятным упорством, иногда в буквальной форме, и иногда в форме метафор".10

В 1521 г. текст Витрувия, переведенный Чезаре Чезариано (Cesariano) (страница ХV), указывает на пропорции Миланского Собора как на "secundum Germanicam symmetriam"11. Вазари, сравнивая эту "плохую" архитектуру с классическими античными ордерами писал: "есть также другая манера архитектуры, которую называют германской манерой…Эта манера была изобретена Готами". При этом Вазари совершенно забывает о французском вкладе в этот вопрос. В своих "Жизнеописаниях" он выражает глубокое презрение к готической архитектуре, отражая общее состояние итальянской ментальности по отношению к этой проблеме. Оценка Вазари готического искусства практически ничего не изменила в отношении к готике итальянцев, однако большая популярность его "Жизнеописаний" способствовала "возникновению глубокой трещины в североевропейской ментальности…, отторгнув готику от своих истоков и корней"12.

Франкль подчеркивает, что в описании Палаццо деи Синьори в Ареццо, Вазари использовал термин maniera dei Goti, в то время как Палладио вернулся к термину maniera tedesca.

Во Франции все же помнили о том, что готический стиль возник именно на этой территории. Филибер Делорм в XVI веке называл его "французская мода" ("la mode Franfoise").

В Германии Зандрарт, в своей работе Teutsche Akademie, которая была издана в 1675, возрождал итальянские теории.

Термин "готика" вначале использовался по отношению к литературе, а позже был распространен на архитектуру. "Лефевр д’Этапль впервые употребил это слово в 1476 году,13 Гийом Бюде – в 1524 году. Оба гуманиста имели ввиду дурные образцы испорченной средневековой латыни…По всей видимости, первым, кто применил слово "готика" к средневековой архитектуре, был бельгийский иезуит Карол Скрибаний, охарактеризовавший построенное в 1531 году здание антверпенской биржи как "opus gothicum"14.

В XVII веке в отношении к готическому искусству проявились противоположные тенденции.

С одной стороны, известно сочинение Ж.Б.Мольера "Слава Валь де Грас" ("La Gloire du Val-de-Grâce", 1669), в котором говорится "о пресном вкусе готических украшений, этих гнусных монстров невежественных веков, что варварства произвели потоки…". Готическое искусство во Франции в это время постоянно порицают и представители классицизма.

С другой стороны, монахи-бенедиктинцы из ордена св. Мавра много сделали для восстановления разрушенных памятников и изменения отношения к готической архитектуре. Они реставрировали с большим пониманием вопроса изуродованные гугенотами готические сооружения и строили новые культовые здания в этом стиле.

Англичане же всегда относились к готике с большой любовью, используя этот стиль в строительстве культовых сооружений и университетов. Эту "посмертную фазу готического искусства английские историки искусства называли survival (выживание), а термин revival (возобновление) отнесли к зарождавшемуся в XVIII веке неоготическому стилю".15

Впервые попытка теоретически осмыслить французское готическое искусство была сделана Франсуа Фелибьеном (1619-1695) в его книге "Рассуждения касательно античной и готической архитектуры". Фелибьену принадлежит заслуга разделения готики на "старую готику" (романский стиль) и "новую готику" (то, что мы сейчас называем готическим стилем). Изучением структуры готических построек во Франции занимались архитекторы и каменщики, стрельчатый свод рассматривался в ряде теоретических трактатов (Blondel F. Cours d’architecture ou Traité de la decoration, distribution et construction des Bâtiments. 1771), а наиболее четкий анализ готического храма как целого принадлежит архитектору Суфло16. Его же перу принадлежит "Памятная записка о готической архитектуре" ("Mèmoire sur l’architecture gothique"), которую он направил в Лионскую академию.

В XVIII веке тенденция негативно-пренебрежительного отношения к готике постепенно сменяется восхищением.

В Англии, всегда с восхищением относившейся к готическому искусству, под влиянием литературы и археологических раскопок, создается неоготический стиль (modern-gothic). Восприятие англичанами готического стиля как наиболее характерного выражения сущности средневековья доходит до того, что "в конце века Джеймс Андерсон (1739-1808) провел параллель между греческим и готическим искусством и без колебаний отдал пальму первенства готике".17

Во Франции восторженное отношение к готике проявилось в трудах аббата де Кордемуа (1702) и отца Ложье "Очерк об архитектуре" (1752)18. В Италии своей реабилитацией готика обязана Франческо Милициа (1725-1798), который также мечтал о греко – готическом стиле, но в несколько ином понимании, нежели Ложье. Милициа представлял себе строительство сооружений готических внутри и греческих снаружи. В своей работе "Памятки о древних и новых архитекторах" (1781) он писал: "готический стиль пригоден для наиблагороднейшего сооружения, какое только может построить архитектор, то есть для храма, и делает большую честь человеческому гению; художники, работавшие во времена варварства, руководствовались в своем творчестве более правильными, более решительными представлениями, чем нынешние мастера, подражающие великолепию греческой и римской классики". При этом Милициа говорит именно о готической архитектуре, отличая от нее архитектуру более раннюю, романскую (architettura gotica antica), которую он считает "тяжеловесной и мрачной".

Во второй половине XVIII века Европа все больше склоняется к осознанию величия и значимости готического искусства. Во многом это происходит благодаря авторитету и гению Гете, узревшего в 1770 году фасад Страсбургского собора и открывшего для себя все великолепие этой постройки. В 1772 году он опубликовал во Франкфурте работу "О немецкой архитектуре"19, в которой приписал рождение готической архитектуры немецкому гению. Это дало начало длинному последующему выяснению вопроса о том, какому же народу все же принадлежит первенство в вопросе создания готики. Идея Гете о немецком происхождении готики была поддержана братьями Буассере (Сульпицем и Мельхиором). Сульпиц Буассере выразил свои взгляды по этому вопросу в работе, посвященной исследованию Кельнского собора (Boisserée Sulpiz. Geschichte und Beschreibung des Domes von Köln. Stuttgart,1823). Однако в 1845 году заблуждение о германском происхождении готики было разоблачено Феликсом де Верней. Почти в это же время ошибку признали и немецкие историки искусства. Уже в 1835 году Иоганн Веттер в своей работе, посвященной Майнцкому собору, высказывает мысль о том, что "в его основе лежит архитектурное решение Нотр-Дам, в 1843 году Франц Мертенс (1808-1897) указал на другой источник Майнцкого собора – Сен-Дени, и в этом оказался прав. Приблизительно в это же время Франц Кюглер (1808-1858) также рассматривал французское происхождение германской готики в своем "Руководстве по истории искусства"20. Иоганну Веттеру мы также обязаны одним из первых определений готического стиля, так как именно он в 1835 году выделил основные структурные элементы готической архитектуры (ребро или нервюру, крестовый свод, стрельчатую арку и контрфорс) и объяснил, что эффект растворения стены, который мы наблюдаем в готической архитектуре, является результатом взаимодействия этих четырех главных элементов21.

Особый интерес к готическому искусству характерен для эпохи романтизма. В Германии одно из наиболее ранних исследований готического искусства принадлежит Фридриху фон Шлегелю, написавшему работу "Основания готической архитектуры" (1804-1805)22, которому ставится в заслугу то, что "он выделяет в готическом стиле "позднюю готику", рассматривая ее как проявление упадка".23

Мистицизм Фридриха Шлегеля, Вильгельма Генриха Вакенродера24 в восприятии средневекового искусства сказался на страстном увлечении немецких романтиков германской готикой. Речь Новалиса "Христианство или Европа"(1799),25 в которой он прославляет Средневековье как золотой век католицизма, и работа Франсуа Рене де Шатобриана "Гений христианства" ("Le Génie du Christianisme", 1802) сыграли важную роль в переоценке готического стиля.

Мистическо-религиозное восприятие средневекового искусства также свойственно и французу Алексису Франсуа Рио (1797-1874)26.

В итоге интерес к средневековой культуре привел к систематической исследовательской работе по изучению и составлению реестров памятников, осмыслению стилей и различных фаз их развития, появлению и отработке соответствующей терминологии. Первые попытки описания и систематизации средневековых памятников имели место уже в ХVII веке в Англии и Франции (сэр Уильям Дагдэйл, Роджер Додзуорт и Мишель Жермен). Исследования были продолжены в следующем веке: Джеймс Эссекс посвятил свое исследование отдельному памятнику - собору в Или (1771). Исследования Брауна Уиллиса и Дж. Бентема (1798) стали одной из первых попыток обобщения средневекового искусства Англии.27 Вопросу изучения стилей в Англии посвящена работа Томаса Уортона28, а окончательное утверждение этого направления и отработка терминологии, используемой и в настоящее время – заслуга Томаса Рикмана29 (1817). Во Франции в это время вышли "Antiquites nationales" ("Национальные древности") Луи Миллена (1790—1799) и двухтомный указатель Александра де Лаборда (1816, 1836).30

В 1807 и 1809 появилось двухтомное исследование Джорджа Даунинга Уиттингтона о французском религиозном искусстве и европейской готике.31 Точкой концентрации внимания французских и английских археологических изысканий стала Нормандия, которая всегда была связана теснейшими узами как с английской, так и с французской историей32. В 1823 году Арсис де Комон (1801-1873) основал Общество антикваров Нормандии и возглавил его работу. Задачей общества являлось изучение памятников этой провинции и их популяризация. С 1830 по 1841 г. был издан прочитанный де Комоном курс по истории архитектуры под названием "История религиозной, гражданской и военной архитектуры" ("Histoire de l’architecture religieuse, civile et militaire"). Работа де Комона стала важным этапом в изучении средневекового искусства Франции. Он предложил схему основных этапов развития стилей и наименования каждого их них. Именно де Комон, говоря о периоде, предшествовавшем готике, с 1823 г. стал применять термин "романское искусство", который первоначально был предложен де Жервилем в письме, адресованном Лепрево33 от декабря 1818 года. В основе этого понятия лежало латинское Roma (Рим), напоминающее об архитектурных достижениях Рима. Готическое искусство де Коммон называл "art ogival" (стрельчатое искусство)"34, исходя из использования "крестового стрельчатого свода" в готических памятниках.

В 1834 году Арсис де Комон организовал Французское археологическое общество, которое с тех пор ежегодно проводит свои конгрессы в одной из французских провинций и с 1835 года издает свое всемирно признанное периодическое издание под названием "Bulletin monumental", а с 1845 г. – выходят также отчеты об этих ежегодных конгрессах. Что касается сохранения средневекового культурного наследия, сильно пострадавшего в период религиозных войн и во время французской революции, то в 1834 году министром Гизо была организована комиссия для составления реестра памятников, а в 1837 году появилась Комиссия по историческим памятникам, в задачи которой входило найти, учесть наиболее ценные памятники и воспрепятствовать их разрушению. Генеральным инспектором этой комиссии был Проспер Мериме, а наиболее активным архитектором Виолле – ле –Дюк, которому мы обязаны публикацией "Толкового словаря французской архитектуры XI-XVI веков" (Dictionnaire de l’architecture francaise du XIe au XVIe") в 10-ти томах (1854-1868) и многочисленными реставрациями средневековых памятников. Важный вклад в сохранение и изучение средневековой скульптуры внес Александр Ленуар35, который организовал и возглавил в 1795 году Музей французских памятников (Musée des monuments français).

Подобные процессы, связанные с изучением и охраной памятников средневекового искусства имели место и в других странах западной Европы.

Что касается определения готического стиля, то, как справедливо отметил Л. Гродецкий, понятие это далеко не однозначно.

"Понятие готического искусства – не слишком ясное понятие, - пишет Л. Гродецкий, - так как не соответствует никаким историческим или географическим хорошо определенным данным"36. Кроме того, характеристики, которые можно было бы применить к определению этого понятия (технические, формальные, пространственные или иконологические) также не постоянны. При этом существуют различные подходы к определению, изучению и пониманию этого явления, восприятие которого в рамках западноевропейского менталитета может колебаться от архитектурного стиля, основанного на определенных формальных элементах, типа стрельчатой арки или нервюрного свода, до представления о готической цивилизации. По словам П. Франкля, "научное рассмотрение готического стиля началось с описания индивидуальных зданий и пришло к изучению отдельных элементов, таких как стрельчатые арки, пилястры, реберные своды, окна, двери, крыши и башни. В то же время росло желание глубже понять сущность готического стиля, чтобы как то связать такие различные характерные особенности, как пилястры и окна. Было показано, что готический стиль обладает качеством живописности, качеством бесконечности, качеством вегетации, и романтическим качеством. Все эти различные концепции были впервые сформулированы в XVIII веке и затем были обоснованы более внимательно в XIX веке и систематически объединены в одно унифицированное понятие. Некоторые из этих понятий были также приложены к скульптуре и живописи, и в понятие "готическое" помимо архитектуры были включены также изящные искусства. После этого термин стал использоваться все более интенсивно, и критики стали говорить о готической литературе, поэзии, готической музыке, готической философии и метафизике, о готической цивилизации и, наконец, о готическом человеке… Этот процесс был начат Лабордом (Laborde) в 1816 году, когда он написал вступление по политической истории в своей работе по французской архитектуре. В 1843 Шнаазе (Schnaase) пошел дальше. Он представил свою публикацию с панорамой средневековой цивилизации. В то же время Вите (Vitet) выдвинул теорию, что романский стиль был создан духовенством, в то время как готический стиль был создан светскими людьми. Виоле-ле-Дюк автоматически принял эту теорию, но расширил ее сочетанием с "духом Галлии" и своей собственной теорией функционализма. Следующая генерация приняла это наследство и "дух Галлии" развивался дальше под влиянием фантастической расовой теории Гобино (Gobineau), чьи предшественники оказались в 18 веке. Изучение средневекового символизма можно также проследить от романтического периода (если обратиться к работам Буассере (Boisserée) и позже Раме (Ramée)) и поворот к истории готической цивилизации становился все более разносторонним и красочным…"37


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру