Общие вопросы изучения готического стиля

Географический ареал, временные рамки, периодизация готического стиля и методы его изучения

Средневековая религиозная готическая архитектура - это искусство католической церкви. "Граница проходит с севера на юг по центральной Европе, иногда к этому добавляются зоны связанные с временными оккупациями византийских регионов Западом"1.

Попытки установить время появления готического стиля были связаны с его формальными характеристиками. В 1835 году Йоганн Веттер, дал первое своеобразное определение готического стиля, выделив в готических зданиях ряд основных структурных элементов, обеспечивающих "растворение стены": крестовый свод, ребро, стрельчатую арку, и контрфорс. "Этот принцип всегда подчеркивался как одна из главных характеристик Готического стиля"2.

Представление о том, что в основе его лежит нервюра (ребро) и нервюрный свод, спровоцировало волну поисков истоков этого свода, так как логично было бы предположить, что готический стиль возник в то же время, что и главная его составляющая.3 Однако вскоре выяснилось, что истоки нервюры уходят в глубокую древность и нервюрные конструкции имели место уже в архитектуре античного Рима. Таким образом, эта линия исследований к определению даты начала готики не привела. П.Франкль видит решающее событие, приведшее к рождению готики, в соединении крестового свода и нервюры, которое произошло в Дарэме.

"Готический стиль начинается с комбинации диагональных нервюр с крестовым сводом. Бесполезно пытаться проследить родословную этих двух элементов по отдельности. Только их комбинация произвела Готические нервюры и Готические своды: другими словами, только в пределах крестового свода нервюра становится Готической… Дата соединения нервюры и крестового свода была с тех пор установлена. Это дата сводов в боковых нефах хора в Дарэме, начатых в 1093 и законченных приблизительно 1095 году",- пишет  П. Франкль. Таким образом, мы видим, что первые попытки определить время происхождения готики и охарактеризовать ее были связаны с исследованием отдельных структурных элементов.

В настоящее время принято считать, что готический стиль начинается в конце тридцатых годов XII века со строительства собора в Сансе (1130-1160) и перестройки аббатом Сугерием собора в Сен-Дени, а точнее с освящения его "нового хора" - события, состоявшегося в 1144 году.4

Верхняя временная граница готического стиля остается размытой, так как ряд соборов достраивался даже в XIX веке. Примером может служить строительство Кельнского собора по средневековым чертежам. Условно верхней временной границей готического стиля можно считать XVI век, когда ряд соборов еще строился в духе поздней готики.

Существуют различные взгляды на периодизацию стиля у разных исследователей, однако, принято выделять три основных этапа развития стиля - периоды ранней готики, высокой и поздней. В разных странах периодизация различна, есть свои характерные национальные и региональные особенности в развитии стиля в каждой стране.

Кроме основных трех этапов, обычно рассматривается подготовительный этап в формировании готики. Франкль, например, в своей монографии5 выделяет переходный период 6, когда отдельные структурные элементы – нервюра или стрельчатая арка встраивались в систему романского здания, постепенно готовя систему готическую. При этом он подчеркивает главное – наличие отдельного, пусть даже важнейшего формального элемента – нервюры, и даже соединение нервюры и крестового свода в Дарэме, например, вовсе не делало романское здание готическим. Так, появление "готических нервюрных сводов первой генерации" Франкль датирует с 1093 (от начала строительства хора собора в Дареме) по 1120 год, когда появился нервюрный свод в Кане (аббатство Сент-Этьен ), который просуществовал до реставрации XVII века7. В этой связи Франклем рассматриваются храмы Кана – церковь Сент-Трините в женском аббатстве, основанном герцогиней Матильдой8, Сент-Николас, чей хор мог служить прообразом для хора собора Сент-Этьен, основанного Вильгельмом Завоевателем и собор Сент-Этьен. В поле внимания попадают также нервюрные своды в Винчестере (1107), аббатская церковь Лессе (Lessay) (начата 1090), Жюмьеж (церковь Нотр-Дам) (1100-1120), церковь св. Люсьена в окрестностях Бове (1089,1095-1130), своды крипты в Муассаке, аббатская церковь Мориенваль - (восточный конец 1125), Сен-Жиль дю Гар – (крипта после 1116), собор в Дарэме (неф 1115-1133) и др.

Раннеготический этап и начало готической структурной системы Франкль располагает между первыми готическими постройками в Сен-Дени (1140-окончен западный фасад, 1144-хор) и Сансе (1130-1164, хор Санса около 1140 (Франкль)) и 1194 годом, когда после пожара началась перестройка Шартра. В этой группе рассматриваются такие памятники как базилика Сен-Дени, соборы Санса, Нуайона, Санлиса, церковь Сен-Жермен-Де-Пре в Париже, соборы Лана, Турне, Нотр-Дам в Париже, хор Сен-Реми в Реймсе, коллегиальная церковь Нотр-Дам в Манте, Сен-Лё д’Эссеран, английские Кентербери, Уэльс и др.

Жан Бони9– рассматривая, правда, только французскую готику XII-XIII веков, выделяет в истории этого периода "три готических системы", первую из которых, связанную с использованием мурбутанов10, он размещает между 1160-1180 годами.

Вторая готическая система в рамках высокой готики развивается, по его мнению, на основе изобретения аркбутанов, которые были известны уже около 20 лет, но после 1190-х стали вдруг восприниматься архитекторами как революционный элемент конструкции, открывающий новые рубежи. После пожара в 1194 году начинается перестройка собора в Шартре. За Шартром следует Бурж (1195-1214 – восточная часть, 1225-1255 - западная). После Шартра и Буржа - (1200-1230 годы) развиваются линии Шартра и Буржа, своеобразным синтезом которых становится хор собора в Ле Мане. Линия Шартра становится магистральным направлением во французской готике, а Бурж оказывается особо востребован в Испании. Однако, кроме этого, Франция в начале XIII века дает устойчивые повторения образцов XII века - линию Брэна, из которой в какой-то степени вырос Шартр. В Брэне окна клеристория и трифорий очень маленькие, в отличие от Шартра, где уровень клеристория значительно более высок. Рассматриваются такие региональные явления как стиль Плантагенет в Аквитании. Отдельно выделяется бургундская готика. Но самое главное - на севере Франции около 1230 года возникает новое явление - Лучистый Стиль (Rayonnant). С этим явлением Бони связывает формирование третьей готической системы.

Франкль этап высокой готики датирует 1194-1300(1320) годами, а весь период с 1300 года до XVI века включительно рассматривает как период развития позднеготического стиля.

Кристофер Вильсон в своей монографии "Готический собор. Архитектура великих церквей 1130-1530"11 также рассматривает региональные вклады в подготовку рождения готического стиля (нормандский, английский, бургундский (Клюни), Иль-де-Франс) и выделяет периоды ранней готики, готики тринадцатого века и позднеготический период.

Согласно К. Вильсону, ранняя готика (до тринадцатого века) включает первые готические соборы и соборы позднего двенадцатого века Франции, раннюю готику Англии и готику северных, юго-западных и юго-восточных областей этой страны. В разделе, посвященной готике тринадцатого века, Вильсон обсуждает французскую высокую готику12, региональные стили севера Франции - Бургундии и Нормандии, лучистый стиль Франции и его воздействие на английскую архитектуру, готику Испании и Германии.

В рамках позднеготического периода он рассматривает английские "украшенный" и "перпендикулярный"13 стили, а также образцы развития стиля в Италии, Испании, Франции, Голландии и др.

Таким образом, можно констатировать, что периодизация и определение временных рамок различных этапов развития готического стиля проводится достаточно условно и у разных авторов имеет свои особенности.

Методы анализа готического стиля и подходы к его изучению

За прошедшие годы в изучении и определении готического стиля разработаны различные методы. Л. Гродецкий в своей монографии выделяет и рассматривает следующие из них:

Формальный метод, основан на изучении истории и анализе работы отдельных элементов структуры здания – стрельчатой арки, нервюры, нервюрного свода, контрфорсов, изучении появления аркбутанов. Далее к этому были добавлены опоры, окруженные пучками полуколонн, стрельчатые фронтоны, многоступенчатые откосы, окна-розы и др. Вариации и сочетания таких форм определяют стадии эволюции, а также национальные и региональные особенности стиля. Такую концепцию готической архитектуры П.Франкль назвал "мембрологической". Она появилась в чистом виде в середине XIX века в работах Арсиса де Коммона, Роберта Уиллиса и Франца Мертенса.

В своей работе Л.Гродецкий подробно разбирает генезис основных структурных элементов готической системы, таких как стрельчатая арка и нервюрный свод14, подчеркивая особую важность для формирования готического стиля строительной практики англо-нормандской школы. "Именно внутри англо-нормандского романского искусства …. замечаем конструктивные и пластические испытания, которые ведут к французской готике. Важно заметить, что появление свода на пересечении нервюр в этих странах не предшествует, а следует за образованием формальной системы поддержек стен, предлагающих в этой области также первые черты готических решений. Можем законно утверждать, что это организация стены и системы опор настойчиво требовала нервюрного перекрытия, а не использование нервюрных сводов, повлекло за собой определенную систему опор. Когда будут извлечены все последствия из этого сочетания способа перекрытия и способа разделения пространства интерьера, его артикуляции и освещения, тогда и родится готическая архитектура. Первые попытки возведения нервюрных крестовых сводов возникают почти синхронно в Англии и в Нормандии. В Англии это были Дарэм (обход хора, 1093-1100; северный рукав трансепта, до 1104; хор до 1110), Винчестер, Питерборо, Глостер (Winchester, Peterborough, Gloucester), а в Нормандии - хор и трансепт Лессей (Lessay -1100), Дюкле (Duclair), собор св. Павла в Руане, возможно, зал капитула в Жюмьеже (Jumièges - до 1110)".15 И следующий этап в рамках этого процесса "открывается в истории нормандского свода изменениями, происходящими между 1120 и 1130 годами", когда высокие здания, которые были задуманы изначально без сводчатого перекрытия, (церкви Сент-Этьенн и св. Троицы в Кане) получают шестичастные своды16. При этом стена не получает никакой выгоды от использования этих сводов, она остается толстой, то есть вполне "нормандской". Эстафету перенимают строители Вексан, Валуа и Иль-де-Франс. Они делают первые попытки облегчения стены. "Эти испытания, которые происходят между 1125 и 1135, часто скромны и касаются зданий вторичной значимости: церкви Рюи, Аси-ан-Мюльтиан, Камбронн (Rhuis, Acy-en-Multien, Cambronne.) Два здания важны: Сент-Этьенн де Бовэ и Мориенваль (Morienval). Возможно, важным зданием этой группы было Сент-Люсьен де Бове, начатое в самом конце XI века, но оно не существует больше…". Появляются облегченные своды и стена утончается. Эти строительные достижения используются потом в деамбулаториях Санса и Сен-Дени.17

Ряд элементов нормандской романской архитектуры должны были сыграть важную роль в формировании готической архитектуры – "это мурбутаны и аркбутаны под крышей, "многослойные" стены и трифорий18. Конечно, изучение эволюции каждой детали полезно и дает возможность уточнять временные рамки, выявлять взаимные влияния и связи между постройками. Однако главный недостаток этого метода Л. Гродецкий видит в том, что он не приводит к синтезу всех частей, и почти не касается таких общих характеристик как пропорции, конструктивные или формальные системы, а также не позволяет рассматривать более общие проблемы исторического и духовного значения. Иногда такой подход и вовсе приводит к абсурдным умозаключениям. Если, например, считать стрельчатую арку основным и решающим элементом стиля, то тогда не следует считать готической такую архитектуру, как западный фасад собора в Лане и т.п.

Л. Гродецкий считает, что более объективен другой подход, рассматривающий готическую архитектуру как конструктивную систему, которая позволила добиться равномерного распределения массы, облегчения веса здания по мере его роста. Наиболее знаменитым выразителем этой концепции являлся Эжен Виоле-ле Дюк. Ее поддерживали также многие историки, археологи и архитекторы, такие как Жюль Кишера, Огюст Шуази и Марсель Обэр. При этом "динамичная", растущая система готической архитектуры противопоставляется "статической системе античной архитектуры".

Изучение работы такой системы приводит к довольно любопытным аналогиям. Тот факт, что грамотное, упорядоченное распределение веса обеспечивает высоту подъема здания, наводит на мысль о взаимосвязи между достигнутой высотой и степенью порядка. Логично предположить, что сущность готической конструкции как раз и состоит в демонстрации работы заложенного в нее принципа упорядочивания системы на примере храма. Л.Гродецкий считает, что можно применить эти идеи к изучению образования и эволюции форм19 Однако, возможно, такая аналогия с готической конструкцией касается не только эволюционных процессов, а, прежде всего, отражает представление о сознательном формировании и развитии человеческой души,20 в процессе которого она освобождается от тяжести греха и может подняться вверх на тот иерархический уровень, который будет соответствовать "степени упорядоченности" ее состояния. "Готическая церковная архитектура ведет непрерывную войну против веса" - пишет Г. Янтцен21, принцип вертикализма реализуется не только в экстерьере, но и в интерьере взмывающих ввысь соборов. "Феномен этих интерьеров впервые и лучше всего иллюстрируемый Собором Амьена был описан Воррингером как "вертикальный экстаз""22.

Следующий подход к анализу готической архитектуры – это пространственный анализ. Он представляет собой методологию, которая рассматривает всякое художественное произведение, особенно архитектурное, как "порцию пространства". "Памятник – это пространственная структура, создание порции пространства, или "интерпретация пространства" (Фосийон)"23.

Одна из наиболее явных формальных характеристик готического пространства, его "линеарность". "Значимость этой характеристики для объяснения истоков готики (Эрнст Галл (Ernst Gall)), ее эволюции (Вернер Гросс (Werner Gross)) и ее последнего цветения в конце Средневековья (Дагоберт Фрей (Dagobert Frey)), была подчеркнута многочисленными писателями".24

Свой вклад в понимание готического стиля с точки зрения пространственных характеристик внес П.Франкль, противопоставляющий готическую "парциальность"25 романской "аддитивности"26.

К особым принципам готической архитектуры, значение которых невозможно осознать только на базе материальных (формальных, структурных или пространственных) характеристик, могут быть отнесены: представление о "готическом архитектурном рельефе" (Франкль), принцип диафании (Янтцен), "балдахинная система" (Зедльмайр)27, растворение стены в свете при замене ее витражным одеянием ажурного каркаса (Гродецкий). Пространственная "дематериализация" часто считалась одним из наиболее типичных принципов готической архитектуры (Виолле-ле-Дюк, Дворжак, Обэр, Фосийон). В этих вопросах, подводящих к пониманию сущности готического стиля, все вышеперечисленные подходы, оказываются бессильны, так как в готическое пространство вводится еще одна очень значимая характеристика – свет, одухотворяющий церковное здание, подобно тому, как душа оживляет безжизненное тело. Свет в готическом храме объединяет материальную и духовную его составляющие, и его роль и значение глубоко символичны. Человек, попадая в интерьер готического храма, подвергается интенсивному воздействию всего комплекса его характеристик, не занимаясь разложением этого комплекса на составные части. Он на уровне интуиции воспринимает льющийся из окон свет, наполняющий и растворяющий окружающее пространство. Метод, позволяющий рассматривать такого рода вопросы в комплексе, был введен в историю искусства Эрвином Панофским28 и получил название иконологического анализа. Применительно к готической архитектуре он позволяет рассматривать церковь как "материальное осуществление духовных понятий, предложенных религией и философией (Отто фон Симсон29, Эрвин Панофский30, Ганс Зедльмайр31, и др.)", как "образ, материальную форму духовных реальностей", таких как Церковь Верных или изображение Рая, Небесного Иерусалима, тела Христа и Универсума.

И хотя эти идеи далеко не новы и применялись уже к раннехристианским базиликам32, все же, надо признать, что в готической церковной архитектуре они выражаются наиболее ярким образом33.

Кроме этого, Л.Гродецкий выделяет исторический метод, который базируется на представлениях о связи архитектуры с социумом и иерархическим устройством общества, о влиянии на облик и декорацию соборов различных политических намерений и предпосылок, связанных с городскими объединениями, личностями крупных феодалов, короля и епископов. Во взглядах П.Франкля, например, это выражено довольно четко. Франкль считает что, "внешность собора отражает социальный дух времени, характер человека (воинственный, обособленный, существующий как отдельная единица, обороняющаяся от враждебного мира (романика) или человека, живущего единой жизнью с социумом, с общиной, городской коммуной, стремящегося к единению с миром, Богом и другими людьми", то есть человека готического.

Используя этот весьма разнообразный методологический инструментарий, авторы монографий, посвященных готическому искусству, демонстрируют обычно достаточно традиционный подход к изложению темы. Так, Л.Гродецкий, К.Вильсон, E.И. Ротенберг, P. Томан34 и др. рассматривают образование, развитие и распространение готического стиля в контексте особенностей национальных и региональных школ. Особое место в исследованиях готического стиля принадлежит П.Франклю, который, напротив, стремится выявить общие тенденции в развитии этого явления в разных странах, хотя также уделяет внимание национальным особенностям в развитии готики, например "лучистому" и "пламенеющему" стилям во Франции, или "перпендикулярному" в Англии. Как и многие другие авторы, Франкль анализирует такие явления, как "стиль Плантагенет" или цистерцианская архитектура. Однако, при этом, он пытается не просто выделить характерные для данного регионального или национального явления формальные элементы анализируемых памятников, а стремится вписать их в общий "имманентный процесс" развития стиля и найти их законное место на эволюционной прямой, в той мере, насколько это позволяет сделать его метод. Не придавая межнациональному разделению такого значения, как это обычно делают другие исследователи, он стремится показать единство готического мира, готической культуры и готической цивилизации.

Две работы Франкля,35 посвященные готическому стилю, по словам П.Кроссли, представляют собой "две вершины", освещающие одну проблему: одна - на основании анализа текстов, другая - на материале зданий. Они служат решению одной задачи – найти ответ на вопрос о сущности, истоках стиля посредством определения его теоретических принципов, "сил, которые сформировали Готическую церковь и, вне них, 'корня' тех сил непосредственно, общего источника, который питал все стороны средневекового искусства, архитектуры и культуры. В обеих книгах эта конечная 'сущность' идентифицирована как 'личность Иисуса Христа '"36.

Франкль предлагает свою систему рассмотрения готического стиля, сравнивая его с романским, и выделяет основные понятия и противоположности, которые руководят процессом его развития.

Для анализа стиля им предложено четыре основных категории, такие как "пространственная форма", "телесная или механическая форма", "оптическая форма" и "целеустремленное намерение". С первыми тремя категориями он связывает основные принципы, которые, с его точки зрения, лежат в основе анализа стиля.

Франкль полагал, что все стили или художественные жанры, включая готику, развиваются диалектически, посредством столкновения противоположностей и разрешения конфликта, стремясь к большей интеграции и порядку.37

"Стиль, - как считает Франкль, - "является единством формы", которой управляют несколько основных принципов, своеобразных абстрактных понятий. Эти "принципы", выраженные как полярные противоположности, демонстрируются в пределах его трех основных категорий - пространственной, механической и оптической формы.

С позиций пространственной формы романские здания демонстрируют принцип "аддитивности". В романском chevet (например, Сент-Бенуа-сюр-Луар (Saint-Benoit-sur-Loire)) все элементы изолированы друг от друга и собираются в целое, не образуя единого слитного пространства. Готический хор позволяет капеллам сливаться друг с другом и с деамбулаторием, подразумевая в них условное деление "существовавшего ранее целого"38.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру