Духовно-нравственный анализ музыки. Глава 5. Музыкальные жанры

Пособие для студентов педвузов

Откровение финала: двуплановость формы

Истинно, истинно говорю тебе, если
кто не родится свыше, не может
 увидеть Царствия Божия. (Ин. 3:3)

Финал уникален и не имеет аналогов в мире музыки. Он раскрывает общую для всей музыки христианской цивилизации сверхтему благодатного преображения человека. Но раскрывает так сильно и мощно, как это характерно в особенности для русской музыки, взращенной православием.

Преображение души технически выражено методом переинтонирования псалмодии. 

Невозможно изъять мысль о смерти из сознания, ибо она вписана в него Богом. Герой симфонии убедился в этом. Он находит правильный выход: осмысливает представление о смерти так, как это полагается в христианстве. "Смерть! где твое жало?" — восклицает апостол Павел. Миллионы мучеников с радостью принимали смерть за веру, ибо видели в отверзшемся небе встречающего их Христа и начало истинной жизни. Смерть уничтожает все смертное в человеке и оставляет лишь то, что достойно сияющей жизни с Богом. Так было перестроено и русское сознание и народ сложил пословицы: "Родится человек на смерть, а умрет на живот (жизнь)"; "смерть — душе простор".

Вступление к четвертной части дает нам это вечно новое восприятие смерти. Тема смерти, открывающаяся теперь как тема жизни, звучит уже в мажоре, сильно и мягко. Пример

Но этого было бы мало. Это новое понимание нужно чем-то оттенить. Ведь вместе с новым жизнерадостным восприятием смерти требуется и новое восприятие прежней неосветленной радостью жизни. Как это сделать?

Сама четвертая часть построена на новых темах. Пред нами словно бы проносится вся обыденная жизнь с ее взвихренной сумбурностью.

И вот что удивительно. Эта жизнь оказывается совершенно неинтересной пред лицом того торжества, которое ожидает человека после смерти.

Так возникает парадоксальная двуплановость формы: обрамление "основной" части оказывается главным, а вся эта формально основная часть финала в духовном смысле воспринимается как оттеняющая, — ибо она менее значительна с точки зрения последних критериев бытия. Она — лишь пауза в ожидании заключительного апофеоза. А он-то строится вновь на лейттеме симфонии. Здесь она обретает свою кульминацию.

Тема смерти, ставшая темой вечной бессмертной жизни, звучит теперь не просто в мажоре. Она исполнена ликования. Умеренный темп после лихорадочной и как бы призрачной "основной", а по смыслу — вспомогательной части финала, — дает ощущение истинности бытия.

Псалмодия здесь полностью разорвала свою связь с ошибочным учением фатализма. Теперь она — не голос лживого фатума. Теперь она — торжество Божьего Промысла, допустивший в мире смерть, дабы зло не имело бессмертия.

В праздничном ликовании фактуры пронизывающая ее победная псалмодия трубы воспринимается теперь как глас Божий, как вечная спасительная радость человека.
Пример.

Как мы могли убедиться из анализа, в системе жанровых средств, выражающих духовно-философскую концепцию симфонии, безусловным центром и стержнем оказывается жанр трубной псалмодии, многообразно переосмысливаемый в соответствии с раскрытием в душе лирического героя великого воспитательного и жизнетворящего смысла смерти, говорящей душе о сияющей вечности — источнике бессмертия человека.

*   *   *
Рассмотренные примеры утверждают нас в мысли: мало, недостаточно трактовать жанровые интонации в качестве знаков или просто "выразительных средств". Не о знаках нужно говорить, а о символах в религиозном смысле слова. Символы пробуждают в душе вечную идею, идею красоты христианства, в которой бесконечной глубины содержание сочетается с бесконечностью силы, возводящей душу в это глубинное содержание (на богословском языке эта сила носит имя призывающей благодати). Символы лежат в плоскости Богопознания, определяясь в нем положительно, верою, или отрицательно, безверием, уступкой дьяволу.

Семантика жанровых интонаций – не информация, не безвольные "значения", которые перебирает серьезная музыка, а энергии спасения и гибели.

В симфоническом сплетении жанровых интонаций нужно видеть не игру жанровых знаков и значений, а  поток возвышающих нас разнообразных религиозных символов.

Если так слышим жанровую природу музыки – значит, наш слух работает возвышенно и в правильном направлении. Жанровый слух есть умение восходить в понимании жанра и жанровых интонаций к их возвышенной и прекрасной первоидее, с которой открывается безграничность духовных горизонтов. Как к опоре своей он устремлен к ценностной сердцевине, к абсолютному, хотя и невидимому центру всей жанровой системы серьезной музыки — к религиозным жанровым началам молитвенного пения — силлабическому, мелизматическому, юбиляционному. А в русской музыке — к знаменному распеву, давшему импульс духовной свободы и любви русской протяжной песне и профессиональной светской музыке.

Задания.

1.Анализ примеров псалмодии.

А) Вспомнить или найти образцы псалмодии и  проанализировать их.
Б) Проанализировать примеры из списка:
Бах. Прелюдия es moll 1т.ХТК
Бетховен Largo Appassionato из 2 фортепианной сонаты.
Бетховен, es moll-ная средняя часть Скерцо 4 сонаты (ключевая идея: развитие соотношения серьезного и игрового начал в рамках всего Скерцо)
Траурные марши: из Бетховенской 12 сонаты, из сонаты b-moll Шопена (трактовка псалмодии, роль марша в драматургии цикла).
"Мыслитель" Листа. Эту траурную музыку (обработанную для оркестра и названную "Ночь") Лист завещал исполнить на своих похоронах. Духовно-нравственный анализ.
Верди. Реквием. 8 труб, изображающих дивный трубный глас, который пронесется по всей земле.
Шуберт. Фантазия cis moll
Бетховен 30 соната As dur
И.С.Бах. Итальянский концерт, 2 часть.
Скрябин. Этюде cis moll ор. 2 № 1

2. Анализ других жанровых начал. 

(Хорал, западный хорал, юбиляционность), по методике, рассмотренной на примере псалмодии:
а) "энтелехия", "духовный этимон" выбранного начала — его высшие смыслы,
б) укрепляющие воздействия на контекст в сочетании с другими жанровыми началами,
в) образование особых значений путем вычеркивания главнейших значений из духовного этимона — вплоть до образования противоположного смысла (по аналогии с "антипсалмодией")
 
3. Интонационно-жанровый анализ любых сочинений классико-романтической эпохи.


Страница 9 - 9 из 9
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру