Учебная программа лекционных занятий по курсу «Иконография христианского искусства»

Библиография

Айналов 1895. Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. Спб., 1895.
Бабиh 1986. Бабиh Г. Студеница. Београд, 1986.
Борзин 1986. Борзин Б.Ф. Росписи Петровского времени. Л., 1989.
Брюсова 1983. Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. М., 1983.
Восточнохристианский храм 1994. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Спб., 1994.
Грозданов 1980. Грозданов Ц. Охридското sидно сликарство од XIV в. Охрид, 1980.
Данилова  1970. Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.
Древности 1871. Древности Российского государства. Киево-Софийский собор. 1-4. Спб., 1871-1887.
Иконостас 2000. Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000.
Преп. Иоанн Дамаскин 1993. Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.
Кондаков 1902. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.
Каjмаковкиh 1971. Каjмаковкиh З. Зидно сликарство у Босни и Херцеговини. Сараjево, 1971.
Кондаков 1911. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. Спб., 1911.
Лазарев 1971. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.
Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
Лазарев 1960. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
Мокрецова 1984. Мокрецова И.П. Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях. 1270-1300. М., 1984.
Покровский 1894. Покровский Н. Очерки памятников православной иконографии и искусства. Спб., 1894.
Радоjчиh 1966. Радоjчиh С. Старо српско сликарство. Београд, 1966.
Редин 1891. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. Спб., 1891.
Уваров 1908. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. М., 1908.
Успенский 1989. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. М., 1989.
Флоренский, 1990. Флоренский П.А. Обратная перспектива// П.А. Флоренский Т.2. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 43-106.
Чудотворная икона 1996. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.
Этингоф 2000. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерк византийской иконографии XI – XIII  вв. М., 2000.
Beckwith 1996. Beckwith J. Early Medieval Art. L., 1996.
Borsook 1960. Borsook E. The mural painters of Tuscany from Cimabue to Andrea del Sarto. London, 1960.
Demus 1947. Demus Otto. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of monumental art in Byzantium. London, 1947.
Gruneisen 1911. Gruneisen W.de. Sainte Marie Antique. Avec le concours de Huelsen, Giorgis, Federici, David. Roma, M. Bretschneider, 1911.
Mango 1976. Mango Cyril. Byzantine Architecture. New-Jork, 1976.
Oakeshott 1967. Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom vom dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. /Uber aus Engl. Von R. Glaser/. Leipzig, 1967.
Riou, 1992. Riou Yves-Jean. The Abbey of Saint-Savin. Vienne. Service regional de l`Inventaire de Poitou-Charentes, 1992.
Rossi 1899. Rossi Gio Battista. Musaici cristiani e saggi dei pavimenti delle chiese di Roma anteriori al secolo XV. Roma, 1899.
Smart 1978. Smart Alastair. The dawn of Italian painting, 1250-1400. Oxford, 1978.
Toesca 1958. Toesca P. Forlati F. Mosaics of St. Mark`s. New York, 1958.
Underwood 1966. Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. 1- 4. New York, 1966, 1975.
Wilpert, 1903. Wilpert J. Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau, 1903.

Вопросы к экзамену по курсу "Иконография"

1. Устройство Римских катакомб и классификация катакомбных изображений.
2. Наиболее часто повторяющиеся сюжеты катакомбных росписей и их символическое истолкование.
3. Изменение живописной декорации потолка подземной крипты во времени.
4. Росписи алтарных ниш и входов римских катакомб.
5. Топография изображений церкви и гробницы: взаимопроникновение художественной символики (на примере раннехристианского искусства 2-4 вв.).
6. Иконография  Христа и Богоматери в катакомбном искусстве.
7. Изображения Рая а подземных храмах Рима.
8. Иконография святых в катакомбных росписях.
9. Римские мозаики 4-6 вв.: порядок изображений, повторяющиеся элементы иконографии.
10. Церковь Св. Констанцы в Риме (326-330 г.): ее назначение, состав изображений.
11. Церковь Св. Пуденцианы в Риме (кон. 4 в.) и иконография Иерусалима в раннехристианском искусстве. (Перечислить памятники; топография изображений Иерусалима в пространстве базилики, их символическое толкование).
12. Особенности храмовой декорации Санта Мария Маджоре (432-44 г.). Толкование сюжетов и анализ композиционных формул.
13. Мозаики Равенны: сюжетное и иконографическое единство храмовой декорации. Литургическое объяснение этого единства.
14. Ц. Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (кон. 6 в.): стилистика и порядок изображений. Характеристика Евангельского цикла в нефе.
15. Объяснение символического значения изображений вимы ц. Сан Витале в Равенне (521-523г.).
16. Взаимосвязь формы храма с богослужением. Литургическое толкование ранних храмовых программ.
17. Римские мозаики 6-7 вв. (ц. Св. Козьмы и Дамиана – ок. 530 г.; ц. Сан Лоренцо Фуори ле Мура – кон. 6 в.; ц. Св. Агнессы – 625г.; капеллы Сан Венанцио – ок. 640 г.): различие сюжетных предпочтений и художественных технологий.
18. Фресковая живопись на рубеже сложения канонической программы храмовой декорации (С. Мария Антиква, Кастельсеприо: порядок изображений, сравнение его с римскими храмовыми программами предшествующего времени).
19. Археология и иконография Гроба Господня в византийском искусстве.
20. Иконография Креста и Распятия: образ и символика.
21. Ответ Церкви на учение иконоборцев.
22. Понятие послеиконоборческого канона храмовой декорации.
23. Программа декоративного убранства Софийского собора (общая характеристика).
24. Изображения Софии Константинопольской. Состав, символика.
25. Изображения Софии Киевской. Состав, символика.
26. Обзор иконографической программы Софии Охридской. Сопоставление с другими известными Софийными программами.
27. Кахрие Джами. Общий обзор изображений в свете канона храмовой декорации Палеологовского времени.
28. Мозаики нартекса Кахрие Джами и общий замысел украшения храма.
29. Фрески параклиса Кахрие Джами как пример декоративного убранства церкви-усыпальницы.
30. Ветхозаветный фресковый цикл Кахрие Джами. Состав изображений, символика.
31. Богородичные храмы греко-балканской традиции (Мистра, Студеница). Общая характеристика.
32. Богородичные храмы Мистры. Стилистика, состав изображений.
33. Храмы Студеницкого монастыря в Сербии. Программы декоративного убранства церкви Иоакима и Анны и храма Богородицы.
34. Почитание Богоматери Влахернской на Руси (Елеуса Владимирская или "Одигитрия евангелиста Луки" и Богоматерь Эфесская-Торопецкая).
35. Иконография Богоматери Ласкающей в Византийском искусстве (общая характеристика).
36. Богоматерь с пророками в византийском искусстве. Иконография и символическое значение.
37. Чудотворный Мандилион и его место в храмовой росписи.
38. Русская "базилика" 18 в.: характеристика росписей Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
39. Общая характеристика декоративной программы изображений для базиликальной церкви: перечень циклов, особенности их членения, отличие восточно-христианской базилики от западной.
40. Ветхозаветные циклы, построенные по "базиликальному" канону: фрески Сен Савен в Пуату, мозаики баптистерия Сан Джованни во Флоренции.
41. Программа украшения церковной двери (Ветхий и Новый завет): Гильдесгеймские врата, Суздальские золотые врата, двери баптистерия во Флоренции.
42. Техника золотой наводки и программа украшений дверей Благовещенского собора в Москве: "Похвала Богоматери" в контексте фресковых росписей преддверия.
43. "Свыше пророцы Тя предвозвестиша" (или "Похвала Богоматери"). Особенности иконографии и синонимические композиции.
44. Новозаветные циклы в базилике: сицилийские мозаики, капелла дель Арена в Падуе.
45. Общая идея изображений церкви Сен Шапель в Париже в контексте европейской традиции украшения базиликального храма.
46. Декоративное убранство фасадов, порталов и преддверий: общая характеристика. (При ответе можно использовать примеры Богородичных храмов Студеницкого монастыря, Ферапонтова монастыря, Благовещенского собора в Москве).
47. Росписи нартекса (или гульбища) православного храма (традиция 16-20 вв.): Балканы, Россия. На примере болгарских монастырских нартексов и ярославских галерей.
48. Традиция украшения купола православного храма: изображения и надписи скуфьи, пророческий чин.
49. Русский высокий иконостас. Состав изображений, символика.
50. Страстной цикл в христианском искусстве.

Дополнительные требования к экзамену (программа минимум)

При сдаче экзамена необходимо иметь в тетради конспективную запись о технике золотой наводки по кн.: Овчинников Л.Н. Суздальские Златые врата. М., 1978; картотеку изображений по темам: орнамент, костюм, жития, росписи купола, алтаря; письменную работу по программе росписи (общие сведения о храме, состав изображений купола и алтаря, надписи в свитках пророков, апостолов и святителей, личная интерпретация составленной программы).


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру