Некоторые рекомендации по организации изобразительной  студии

Некоторые рекомендации по организации изобразительной студии

Или новый подход к преподаванию изобразительной деятельности

Коллаж

1. Поверхность (фон). Бумага (белый ватман, картон).
Материал деталей. Вырезки из журналов, гуашь, ткань, засушенные листья, бусинки.

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление пластилином.

Последовательность работы. Фоном могут служить отдельные вырезки из журналов (разные по форме и цвету), в одном случае наклеенные в технике мозаика, в другом они плотно прилегают друг к другу. Из ткани вырезаются дополнительные детали. В заключение работы белой гуашью обводится контур.

Варианты тем: Ежик, Букет, Птица-Осень.

2. Поверхность (фон). Бумага (черная или темных оттенков).
Материал деталей. Кружево, фольга, белила, бусинки, пуговицы.
Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление пластилином.

Последовательность работы. Фоном служит черная бумага, которая является хорошим контрастным материалом для передачи светлых изображений. Фольга приклеивается клеем (нанести кончиком кисти по краям). Бумагу, кружево, пуговицы закрепляют пластилином.

Варианты тем: Зимняя сказка, Дом, который построил..., Черный кот.

3. Поверхность (фон). Бумага (цветная).
Материал деталей. Гуашь, белила, пуговицы.
Способ закрепления. Закрепление пластилином.
Последовательность работы. Рисунок по теме наносится на фон гуашевыми красками. Только после того, как изображение подсохло, работа доделывается при помощи пуговиц, которые закрепляются пластилином.
Варианты тем: Лошарик, Корабли на салюте, Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости.

4. Поверхность (фон). Ткань (холст).
Материал деталей. Объемные изображения (фигурки, пластика, кусочки ткани, веточки деревьев).
Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление катушечными нитками.
Последовательность работы. Композиция по теме подбирается из отдельных материалов, которые раскладываются на тканевой основе, после чего каждая отдельно приклеивается. Объемные изображения пришиваются нитками.
Варианты тем: Бабочка, Таинственный портрет, Дворец Дракона.

5. Поверхность (фон). Кружево (широкая основа различного цвета: белого, черного, голубого и т.д.).
Материал деталей. Фольга, тесьма, бусинки, веточки деревьев.
Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление пластилином.
Последовательность работы. Кружево натягивается на плотную основу (картон, фанеру), с обратной стороны закрепляется кнопками. Детали изображения выкладываются на основе, после чего каждая в отдельности закрепляется клеем или пластилином.
Варианты тем: Чудо-дерево, Наряд для Зимушки-зимы, Небосвод.

Секреты цвета

Красный, синий, желтый, зеленый — любимые цвета малышей, в руках у которых оказались краски. А вот и первый рисунок - яркое желтое солнце, синее небо, зеленая трава. Но становясь старше, например в 4 года, ребенок замечает, что в природе существует множество цветовых оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть красным, даже зеленым. Маленький художник начинает вглядываться в окружающий мир, стараясь понять и передать увиденное. И тут его может постигнуть разочарование: вместо ярких сочных красок осеннего леса на листе бумаги вдруг появляются серые разводы. В чем же дело? Что такое цвет? Можно ли получить другой цвет, имея под рукой лишь три краски: красную, желтую, синюю, и какие цвета нужно считать основными, а какие дополнительными? Что такое колорит? И еще множество чего, почему, как...

Вопросам теории изобразительной грамоты посвящено немало литературы. Издан целый ряд методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения художественного мастерства. Однако в содержании этих пособий зачастую имеются существенные противоречия, неточности. Так что у человека непосвященного может возникнуть путаница в терминологии. Но самое главное, на мой взгляд, то, каким образом все эти знания донести до ребенка так, чтобы это не превратилось в скучное заучивание, а было и интересно, и понятно ему. К осознанию сущности реального цвета и его использованию в работе дошкольники приходят чаще всего под влиянием взрослых, поскольку именно они обращают внимание ребенка на цвет как на постоянное качество предмета (трава — зеленая, небо — голубое, солнце — желтое). Дети усваивают такое видение мира и переносят его в свои рисунки. Некоторые педагоги сами определяют, какой цвет предложить детям для выполнения той или иной темы. Все это значительно ограничивает возможности детей в отражении своего мира, то есть в проявлении настоящего творчества. Эстетическая ценность детской живописной работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребенок. Поэтому в распоряжении детей должно быть как можно больше разнообразных красок. Выбор цветов на основе личного восприятия, а не в соответствии со вкусами взрослых, и придает детским рисункам особую прелесть, свежесть и оригинальность. Но в то же время это не означает, что у ребенка должны отсутствовать знания о цвете, цветовой грамоте.

Я хочу предложить вашему вниманию достаточно обобщенные и доступные знания по цветовой грамоте, которые педагог может использовать на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Однако кроме теоретических знаний необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков в работе с различным изобразительным материалом.

Развить у детей интерес и внимание к цветовой грамоте помогут приемы коллажа на занятиях по цвету.

I Раздел. Вокруг цвета

Человеком, который не задумывается над вопросами оптики и физиологии цветоощущения, такое понятие как цвет может быть воспринято как неотъемлемое свойство предмета. Но на самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемую теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие — зеленого, третьи — синего цветов. Перед этим английский ученый И.Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света: явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается в спектр и при этом ясно видны три наиболее широких участка. Их принято называть тремя основными зонами: синей, зеленой и красной. Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных цветов, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся нам непрерывными. Цветовая система Ньютона — цветовой круг, состоящий из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Белый, серый, черный цвета различаются только по светлоте и лишены цветового тона, называться они будут ахроматическими. В противоположность им существуют хроматические цвета, обладающие цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Цветовой тон — качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, синим и т.д. Светлота — одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов, связанное с отражательной способностью поверхности. Насыщенность (сила цвета) - степень цветности, то есть показатель выраженности конкретного цветового тона.

На этом этапе обучения у педагога должны сформироваться правильные представления о цветоведении.

Ребенок должен уметь:

называть и различать семь цветов;
отождествлять цвет с образом (предметом);
использовать имеющиеся цвета для получения новых цветов, которые тоже имеют свои самостоятельные названия;
находить при работе с красками свой цветовой набор, свою палитру.

Пусть это еще первые робкие шаги в творчестве, где результатом практической деятельности будут цветовые пятна, пересекающиеся линии, точки, черточки и кляксы. Даже по этим изображениям можно судить об индивидуальности ребенка. В этот раздел могут входить такие игровые занятия как Разноцветные краски, Краски природы, Я белый заяц — ты серый волк, Радуга-дуга.

Варианты занятий.

Вращающийся круг. Круг состоит из семи цветов, в его центре находится стрелка. Играющие по очереди должны отгадать цвет, на который указал конец стрелки, и назвать предмет, связанный с этим цветом. Например, желтый — солнце, цыпленок, яблоко. Можно усложнить задание, увеличивая количество предметов от трех до десяти.

Букет. Для каждого ребенка педагог подготавливает рисунок-задание с изображением вазы с цветами. Дети должны раскрасить их определенными красками и вписать в кроссворд название цветка. В конце прочесть слово по вертикали — палитра.

II Раздел. Основные цвета

При описании цветового круга мной был сознательно опущен вопрос об основных цветах. Количество и выбор основных цветов зависят от того содержания, которое вкладывается в само понятие основной цвет.

Художники привыкли считать основными три цвета — красный, желтый, синий. Эти три цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получить путем смешивания наибольшее число цветов. В научном цветоведении в качестве основных принято использовать красный, зеленый и синий цвета. Эта триада красок лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И.Ньютон. Для практики живописца она не нужна. Интересна точка зрения на этот вопрос Л.Альберти: ...я утверждаю, что от смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий,— четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха — голубой, воды - зеленый, земли — серый или пепельный.

И наконец, основными или главными цветами могут считаться четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти хроматические цвета обозначаются словами, корни которых уходят далеко в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранжевый [от orange — апельсин], фисташковый, лимонно-желтый и т.д.).

Для детей каждый из этих примеров достаточно интересен и может быть представлен наглядно. В практической же работе лучше придерживаться общепринятой версии о триаде основных красок: красной, желтой, синей.

На этом этапе педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей знания.

Ребенок должен уметь:

используя наименьшее количество красок, создавать наибольшее смешение цветов;
применять разнообразные приемы в работе с красками, технику письма по сырому, многослойную живопись, раздельный мазок, примакивание, лессировку, рисование от пятна.

Необходимо помнить, что гуашь быстро высыхает, так что по просохшему слою можно через некоторое время писать повторно. Для передачи тонких тональных переходов (например, как в изображении неба, моря) лучше использовать прием письма по сырому, то есть по смоченной поверхности листа. Там, где требуется передать четкие границы формы (например, как в натюрморте, пейзаже для предметов переднего плана), следует использовать прием раздельного мазка.

В этот раздел могут входить такие игровые занятия, как Каким будет новый цвет?, Цветной калейдоскоп, Превращение слона, Путешествие слона, Мерцание звезд.

III Раздел. Теплые и холодные цвета

Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают ощущение успокоенности, меланхолии, теплые — радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретному цвету на картине, так и к конкретному цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связано со светом и тенью. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью. По эмоциональному тону краски распадаются на светлые и темные. Здесь есть возможные противоречия: трудно определить словами эмоции, которые связаны с восприятием светлых красок, это совсем не обязательно радость или веселье. Эмоциональный отклик на светлоту цвета так тесно соединился у нас со светлотой и так вместе с тем далек от определенных чувств, получивших конкретные названия, что, пожалуй, лучшей информацией о нем служит именно слово светлый. Он несет в себе тот же эмоциональный оттенок, который выражен в поэтической метафоре Печаль моя светла....

Лиризм Золотой осени Левитана создан цветом. В сочетании оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь этих цветов в колорите картины содержит и ноту печали. Контраст сияющего оранжевого и голубого радостен. Он не содержит того открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и алого. В натюрморте Анри Матисса Красные рыбки, где цвета розово-фиолетовые, зеленые мазки как бы разбросаны по всему холсту. Сюжет достаточно прост: случайно увиденный уголок сада. Натюрморт написан порывисто, кажется незавершенным и как будто наивным. Краски приглушены, нет ярких вспышек цвета, озорства, за этой успокоенностью скрыта радость человека, создавшего для себя этот простой, наивный природный мир.

На этом этапе обучения педагог должен не только рассказывать детям о том, что знает сам, но и вовлекать их в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Эти занятия строятся в форме диалога между детьми и педагогом.

Ребенок должен уметь:

постепенно вводить цветовые сочетания (начинать лучше с черно-белой гаммы, со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);
использовать сочетания ярких цветов, стараясь, чтобы цвета были разные по тону;
сочетать яркие, открытые цвета, чтобы добиться цветовой гармонии.

Темы занятий: Дворцы из огня и льда, Море, Времена года, Тени в лесу, Натюрморт.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру